Сегодняшний, 45-й специальный выпуск «Ритма» посвящается VIII областному слету-фестивалю исполнителей самодеятельной патриотической песни. Он был организован обкомом ВЛКСМ, управлением культуры и областным советом по туризму и экскурсиям при участии областного клуба самодеятельной песни (КСП) и проходил по традиции в районе Миасса, на берегу Ильменского озера.
Помимо конкурсного концерта и выступлений лауреатов, он включал весьма разнообразную программу.
Были показаны фильмы народной киностудии «НИИИТ-фильм» (Челябинск) — «Песни дальних дорог», «Страна Жигули» и др. А после этого состоялась дискотека. (Оказалось, паркетный пол не является необходимым условием для нее, и танцующих на склоне песенной поляны было ничуть не меньше, чем в городских Дворцах). Прошли конкурсы «туристят» и театрализованной песни, ночные фестивальные костры и заключительный концерт в Миасском Дворце культуры «Прометей».
...Кресла в «зрительном зале» сотни людей начинают занимать еще часа за три-четыре до начала концерта. Солнце почти в зените, а склон поляны перед лесной эстрадой, украшенной гирляндой треугольных флажков, уже пестреет спальниками, рюкзаками, одеялами или надувными матрасиками.
Конкурсного концерта ждут как самого интересного, самого волнующего события фестиваля. Участники: как выступлю? Жюри и зрители: будут ли открытия? Конкурсный концерт — это пик фестиваля, это его оправдавшиеся надежды или разочарования. На этот раз у многих он вызвал сложные чувства. Сложные, потому что сегодня и сама самодеятельная песня не так проста, как была хотя бы несколько лет назад. Вместе с предельной искренностью, наполненностью мыслью и человеческой значимостью, обаянием самого автора и исполнителя она зачастую разнообразна и сложна по форме, в нее приходят и новые инструменты, она порой стремится к театрализации. И многим зрителям, привыкшим к традиционной бардовской песне под гитару, начинает казаться, что вместе с этим из нее исчезает главное, отличающее самодеятельную песню. За всеми этими «приемами» теряется сам человек.
Наверное, потому так восторженно и единодушно принял многотысячный «зрительный зал» выступление Бориса Браславского (и столь же восторженно решение жюри о присуждении ему звания лауреата-автора), что в то песнях, таких простых («И даже примитивных, — утверждает кое-кто из скептиков. — Ну, что в них особенного: три аккорда плюс стихи, которые никак не отнесешь к шедевру. Да и голос — прямо скажем...»), как раз и витал истинный дух самодеятельной песни, в которой главное — личность самого автора и исполнителя. И, кстати, если на конкурсном концерте было достаточно людей (к которым отношусь и я), не совсем принявших Браславского, то на заключительных, лауреатских, а Миассе и Челябинске, где он исполнил не одну, а несколько своих вещей, мнение резко изменилось. Да, интересный, самобытный автор, этот магнитогорский учитель биологии, который не сочиняет специально песни для конкурсных концертов, они рождаются сами — в походах или как отзвук и, воспоминание души о тех многочисленных походах, в которые он водит своих ребят, уча их видеть красоту окружающего мира и ценность песен, человеческой дружбы и романтику дальних дорог.
А уж одного-то человека этому он научил — это точно. Свою дочь Татьяну. Жюри оказалось щедрым, присудив начинающему 16-летнему автору звание лауреата, и все же стихи Т. Браславской уже сегодня при всем их несовершенстве и даже некоторой. подражательности говорят о ней как о человеке одаренном и своеобразном. Главное, чтобы Таня не успокаивалась на этом и лауреатство воспринимала как аванс, который в будущем нужно еще «отработать».
Б. и Т. Браславские — дебютанты на областном фестивале. А вот третьего лауреата — автора и исполнителя — Татьяну Фоменко из Челябинска мы уже знаем. На прошлогоднем фестивале ее выступление стало открытием нового имени, а на нынешнем ее песню «Ильмень» на стихи Н. Грековой уже пела не только она сама, но и ансамбль куйбышевцев, все зрители, заполнившие склон поляны. Честно признаюсь, я из числа поклонников Фоменко, хотя где-то и принимаю упреки других в ее адрес — за эстрадность исполнительской манеры, за компилятивность музыки. Но... отличное владение гитарой, красивый голос, а главное — заражающая страстность, искренность почти на грани «самосожжения» завораживают меня, как и большинство зрителей.
Пожалуй, именно этой искренности и внутренней наполненности не хватило в выступлении челябинской студентки Елены Щибриковой. (Как и Фоменко, она впервые была лауреатом на седьмом фестивале, стала и на нынешнем, как исполнитель). И тем не менее, обеими руками голосую за решение жюри и с огромным чувством уважения думаю о Лене, ибо смелость в искусстве (пусть и в самодеятельной песне), поиск новых дорог в нем «грозят» не только шумным успехом. Она исполняла «Смерть царя Ивана» С. Никитина на стихи Д. Самойлова почти без сопровождения, только бубен в её руках вдруг «просыпался» в самые напряженные, кульминационные всплески песни. И это была театрализованная самодеятельная песня, где важны не только текст и мелодия, речитатив, но и каждый жест, каждая пауза оправданы. Выбрать для конкурсного концерта такую сложную вещь и решиться на ее исполнение в столь необычной манере, не рассчитывая на «кассовый» успех, повторяю, — очень большая смелость нужна и. очень большое стремление к поиску. А кто сказал, что они не нужны самодеятельной песне?..
Но уж если по-настоящему говорить об удачах театрализации самодеятельной песни и открытиях VIII фестиваля, то, безусловно, назвать нужно «Зеркало». Ансамбль наших гостей-свердловчан. Такого заслуженного успеха не выпало на долю больше ни одного из авторов и исполнителей. «Карусель» С. Кирсанова на музыку руководителя ансамбля С. Молебнова — это целое театральное действо, настоящий мини-спектакль, каждый из участников которого не просто создает свой образ, но и «рисует» в целом атмосферу, в которой он живет, тонко передает человеческие взаимоотношения, их характер.
Эта манера исполнения, «под русских скоморохов», оправдана самим выбором произведения и внутренней потребностью, духовной близостью ей самих участников «Зеркала».
Мы хотим говорить о вещах вечных, существовавших во все времена и отражавшихся в самых разных течениях народного творчества, каким, по сути, и стала сейчас самодеятельная песня. Самое главное для нас — это отношение между людьми, их суть мы и пытаемся раскрыть, отыскать, «путешествуя во времени», — и в своих вещах, стилизованных под средневековые рыцарские, и под скоморошьи, — говорит Сергей Молебнов. — Отсюда и скрипки, флейта, колокольчики, а не только лишь гитара. Они же издавна ассоциируются в народе с искусством бродячих музыкантов. Так что и набор инструментов нашего ансамбля тоже подсказан самой сутью исполняемых вещей, а не для того, чтоб удивить и привлечь этим слушателей...
Да, восьмой областной фестиваль показал — самодеятельная песня приобретает все новых и новых поклонников. И в лице зрителей, и в лице авторов и исполнителей. Она становится сложнее, многообразнее и порой не хочет втискиваться в когда-то отведённые (кем?) ей рамки. И к атому разные люди относятся по-разному. Но мне хочется присоединиться к высказыванию председателя правления Челябинского областного КСП Ларисе Коробицыной: «Пусть живет самодеятельная песня разная. Главное, чтоб она была хорошая»,