Простое ильменское счастье — у каждого оно своё
«Южный Урал. Здесь сбываются мечты!» — этот незамысловатый слоган прочно внедрился в сознание 40 тысяч участников и гостей трехдневного бардовского марафона. Удержаться от покупки чего-нибудь из сувенирной продукции фестиваля (на выбор — футболки, банданы, сумки, туристические коврики) — сложно. Почти так же, как и не заметить растяжку-цитату из самой популярной песни живого классика бардовской песни — «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!».
Оно, конечно, здорово. Кто спорит? Но вот на извечный вопрос «Зачем?» каждый из собравшихся отвечает по-своему. Одни приехали ради конкурса молодых авторов-исполнителей, другие — послушать завсегдатаев и корифеев, третьи — поглазеть на «звезд». В этом году и без того разношерстная ильменская публика пополнилась целой армией поклонников и (по большей части, конечно) поклонниц Сергея Безрукова. Культовый актер современности, сумевший мастерски перевоплотиться и в Пушкина, и в Есенина, и в Высоцкого, он, безусловно, с первых аккордов покорил немаленькую аудиторию фестиваля. А за пределами сцены передвигаться Безрукову пришлось исключительно окруженным плотным кольцом бодигардов и толпой воодушевленных близостью тела кумира фанатов. На вопрос о том, как он относится к этой стороне славы, актер и исполнитель ответил искренне:
— Артист без поклонников — это страшное состояние. Творческому человеку важно быть востребованным. Артист не может играть «в стол», разве что только в ящик сыграть может. И я убежден — важно, чтобы признание было при жизни.
А вообще, поучаствовать в Ильменском фестивале, для Безрукова, по его словам, стало настоящим счастьем. По двум причинам. Первая — это возможность приобщиться к прекрасной традиции.
— Люди соскучились по поэтической истине. Они устали от лжи. А барды пишут как чувствуют. Такие песни — всегда исповедь, — сказал Сергей Безруков.
Второе, что отметил именитый гость — ошеломляющая красота вокруг.
— Подальше от Москвы — лучше! — признался Безруков. — Природа у вас здесь просто потрясающая. Урал впечатляет своей вековой историей. Здесь как нигде чувствуешь связь времен, дыхание вечности. С удовольствием сюда бы переехал, но кто же даст? В первую очередь я театральный артист.
А вот поклонники Ирины Богушевской были разочарованы. Заявленная ранее московская гостья не приехала. Организаторы говорят, что заболела и потеряла голос. Зато многие неожиданно открыли для себя удивительного человека, клоуна из Франции Александра Фиша. Он, кстати, наш земляк, родился в Еманжелинске.
— Мне очень понравились лица людей, наблюдающих за выступлениями детей, — признался Александр Фиш, — Нынешняя Ильменка сделала очень красивый акцент на «Детской республике».
За творческими состязаниями бардов можно было следить как на Главной и Лесной сценах, так и на детской площадке. Конкурс проводился в трех возрастных категориях: от 10 до 14 лет, 14 -18 и старше 18. К слову, вторым девизом фестиваля стал «Всё настоящее — детям!». И можно с уверенностью сказать: смена растет, а Ильменскому озеру придется принимать на своих гостеприимных берегах шумные компании с гитарами еще много-много лет.
И дело тут не только в харизматичных выступлениях заезжих звезд. Ценители авторской песни получили истинное удовольствие от выходов именитых бардов Бориса Кинера и Михаила Цитриняка, Галины Хомчик, Ларисы Брохман, дуэт «Зеленая лампа»…
— Мне очень нравится организация Ильменского фестиваля, — поделился своими впечатлениями Борис Кинер, — Здесь царит необычайное душевное тепло. Очень удачно выбрано место и время. Я два-три раза в год посещаю бардовские фестивали эмигрантов, проводимые в Нью-Йорке, и хочу сказать, что по сравнению с ними на Ильменке особенно заметно живое развитие бардовской музыки. А эмигранты консервируют всё хорошее, и это тоже по-своему замечательно.
А Олегу Митяеву остается только уповать на то, чтобы фестиваль с годами сохранил свой уникальный дух.
— Иногда мы с друзьями выпиваем за приостановление научно-технического прогресса, — пошутил мэтр. — Но если серьезно, мне хотелось бы видеть Ильменский фестиваль таким же, как сейчас, и десять лет спустя. Единственная настоящая новость Ильменки — это открытие нового таланта. Я хочу, чтобы поэтическая составляющая нашего фестиваля расширялась. Настоящее большое слово должно процветать.