Ильменский фестиваль авторской песни

Главное меню

Бардландия моя...

Ильменка в очередной раз собрала таланты и поклонников



Ну вот, наконец, свершилось — журналистская планида занесла меня на Ильменку! Давно мечтал побывать на знаменитом фестивале, который прозвали творческой мастерской бардовских талантов, — да как-то не получалось.

Нынешний 36-й фестиваль, как и предыдущий, проходит под патронатом губернатора. На гитарный ринг съехались авторы-исполнители со всей России и даже из-за границы — как начинающие, так и именитые барды, а также поэты и музыканты (и даже циркачи-клоуны) самых разных направлений и жанров. Ильменка, как магнит, притягивает их романтикой дружеского общения на лоне природы, непередаваемой атмосферой единства душ и сердец.

Возьмемся за руки...



Первый день фестиваля, встречи со старыми друзьями, с которыми столько песен спето у бардовского костра, знакомства с новыми. И словно рефреном наших разговоров за жизнь — песня «Возьмемся за руки, друзья...» в исполнении знаменитой поэтессы Галины Хомчик и столичного дуэта «Мастер Гриша». Для меня лично настоящим открытием стало выступление виртуозной скрипачки из немецкого Дюссельдорфа — нашей бывшей соотечественницы Тамары Сидоровой. Ее, первую исполнительницу песни про утят, которая вошла в репертуар популярной группы «Своя игра», не случайно прозвали нашей Ванессой Мэй — мастерство поистине волшебное.


Изюминкой и главным сюрпризом Ильменки стало выступление известного актера театра и кино, народного артиста России Сергея Безрукова.

— Я ведь тоже бард: в свое время с отличием окончил музучилище по классу гитары, сочинительствую, музицирую, — говорит он. — А на фестиваль привез несколько песен на стихи Сергея Есенина — «Хулиган», «Дон-Жуан»...

По просьбе режиссера Романа Саульского, артист переложил их на музыку, выпустил диск, и поэзия Есенина в новом прочтении скоро зазвучит в спектакле о его жизни и творчестве. Кстати, «Шаганэ» под гитару Безрукова уже высоко оценили в Канаде, где он недавно побывал с гастролями. А сейчас, накануне 200-летия Бородинской битвы, артист снимается в фильме «Уланская баллада» о героях Отечественной войны. По просьбе режиссера он написал два романса на стихи Дениса Давыдова, которые мы скоро сможем услышать в фильме в его исполнении.

Гала-концерт «Виват Ильмены!». Заводной номер челябинского трио «В шляпах», нижегородцы, уфимцы, екатеринбуржцы, копейчане... Искрометная смесь стилей и жанров — бардовская песня и... рэп, элементы классики и джаза, юмор и лирика... А известная поэтесса и композитор Ирина Богушевская нынче предстала как бы в двух ипостасях: наряду с совместным выступлением с москвичом Алексеем Иващенко на концерте «Утро карнавала», где дуэт исполнил в гитарном варианте ремейк песен 60-х годов, она спела еще и на бардовском шоу «Олег Митяев представляет...», вызвав бурные аплодисменты публики.

Друзья из Чикаго



В рамках проекта «Рожденные в СССР» на Ильменку уже второй год приезжают и гости из Америки. По инициативе нашего бывшего соотечественника Энтони Самюэля Мелихова создана ассоциация штатовских бардов, не теряющих связей с Россией.

— Вот и нынче наши друзья из Чикаго (своими музыкальными традициями он во многом похож на Челябинск) приехали на Ильменку, чтобы пообщаться с родственными по духу людьми, исполнить песни, рожденные за океаном, но с пронзительной нотой ностальгии о далекой родине, — говорит председатель правления благотворительного фонда Олега Митяева Елена Гришина. — Этим чувством буквально пронизана и композиция нашего почетного гостя известного барда и актера русского театра в США Стива Кагановича. Об этом совпадении мыслей и мечты нынче снимает фильм съемочная группа из Москвы во главе с нашим земляком телережиссером Сергеем Мирошниченко.

Бурную реакцию публики вызвало танцевально-песенное шоу российско-конголезской группы Жака Мафуала «Килиманджаро». Вместе со зрителями, взявшись за руки, невольно скандирую знакомое со студенческих лет бони-эмовское «Май фазер вери кул!». Ретро-попурри темнокожих африканцев словно погрузило нас в дискотечные ритмы 80-х...

Ребячья радость



Особая тема — «Детская республика» — площадка, где поставили палатки ребята со сложной судьбой. Для них в рамках международного проекта с участием фонда Олега Митяева «Все настоящее — детям» выступают барды, клоуны, даря радость неизбалованным ребятишкам. Здесь я встретил давнюю знакомую — известную певицу Анну Мара, которая посвятила себя воспитанию таких детей. Супруги-барды Анна и Джесси Мара (она челябинка, он канадец), найдя семейное счастье на Южном Урале, уже много лет поют дуэтом.
В челябинском Доме пионеров они обучают ребят музыке, вокалу, актерскому мастерству, английскому языку...

С их участием созданы две студии «Светлое будущее» в Челябинске и Кыштыме. Своим опытом южноуральцы поделились с участниками первого форума международной ассоциации — педагогами, приехавшими на Ильменку со всех уголков России. По задумке, это послужит и привлечению инвесторов, которые пожелают вложить средства в благое дело.

— Я побывал на детской площадке, видел, как горят глаза, открываются сердца и души этих ребят, — говорит гость из США член правления международного фонда «Bright Future internaticnal» Энтони Самюэль Мелихов. — Сострадание и любовь к ближнему, независимо от цвета кожи, разреза глаз и национальности, присущи людям искусства. Мы будем всячески помогать этим детям. К примеру, нынче мы привезли на Ильменку популярного клоуна-эксцентрика из Франции — вашего земляка (он родом из Еманжелинска) Александра Фриша. А теперь договорились с Олегом Митяевым, что пригласим на следующий фестиваль знаменитого клоуна Олега Попова, который уже 22 года живет вдали от родины, в Германии. Наш детский проект получит свое продолжение в 50 регионах России, в Африке, Азии и Центральной Америке.

На стыке поэзии и песни



В стороне от главных площадок Ильменки мы набрели на еще одну — Лесную. Она была создана еще в 1989 году клубом самодеятельной песни «Моримоша» на стыке поэзии, бардовской песни и «другой» музыки — аккордеона, баяна, скрипки, губной гармошки... Захватывающие музыкальные ринги (нынче они проводятся впервые), состязания авторов, концерты в память ушедших бардов... В этом году на Лесную перенесены с главной сцены и популярные «Ильменские гвозди» — лучшие песни, прозвучавшие на фестивале за последние годы.

— Мы предоставляем слово самому широкому кругу участников, — сообщил руководитель КСП «Моримоша» Константин Просеков. — В прошлом году нашу площадку посетили представители 86 населенных пунктов, в этом — примерно столько же. Нынче второй раз организовали лагерь «Наша смена» для начинающих бардов в возрасте от 18 до 30 лет. Набравшись опыта — организационного, сценического, они когда-нибудь придут нам на смену.

Третий год на Лесной площадке проходят и ставшие уже традиционными поэтические турниры. По словам моего старого знакомого челябинского поэта и писателя Михаила Богуславского (когда-то мне довелось поработать с ним в одной творческой команде), на состязания чтецов допускаются все желающие, прошедшие предварительный отбор. Здесь все равны — и новички, и профессионалы. Предыдущие турниры поэтов (по традиции их организуют гости фестиваля) проводили пермяки, свердловчане, нынче — уфимцы.
Зрителей порадовали своими выступлениями мэтр-бард Владимир Туриянский, создавший целое направление в авторской песне, виртуоз игры на губной гармошке Николай Кислухин, поэты-самородки Олег Павлов, Юрий Зыков... Хочется верить, что добрая традиция Ильменки получит свое продолжение, «засветит» новые имена неместного масштаба...

— Мне доводилось играть роли Иисуса Христа — Иешуа в фильме «Мастер и Маргарита», вратаря (после победы наших футболистов над чехами мой друг Слава прислал мне с еврочемпионата поздравительную смс), — говорит на прощание актер Сергей Безруков. — И всякий раз словно перевоплощаешься, переживаешь чужую жизнь. Ильменка — та же сцена, где народные таланты могут реализоваться, проявить себя. А артисту очень важно быть востребованным, понятым: он в стол не играет — может только сыграть в ящик... Когда видишь слезы на глазах зрителей — неважно, радости или грусти — ты понимаешь, что живешь не зря. Хочется пожелать нашим бардам признания и понимания, без которых искусство просто теряет смысл.