Фестиваль «Ильмены-99» по счету двадцать шестой, а по порядковому номеру двадцать третий — в память о временах запрета на АП, когда собирались почти подпольно и узким кругом, но ильменский флаг все-таки поднимали. Сменилась не одна команда. И не одно поколение. Изменилась страна. Рухнули старый режим и несколько новых вслед. Прошли кровавые войны. Что удивительно — фестиваль жив. В этом году он собрал около десяти тысяч человек. От Норильска до Краснодара — такова его география.
Татьяна ФОМЕНКО (Челябинск), председатель малого жюри:
- Из семидесяти — восьмидесяти авторов, принявших участие в прослушивании, настоящих шесть, если не меньше. В их песнях есть радость утешения... Для меня АП — это всегда свет, любовь и открытость, доверие и детскость. Один мужчина, не молодой уже, подошел ко мне за автографом. Разговорились. Он приезжает сюда каждый год в течение почти двадцати лет, хотя сам не сочиняет и не исполняет ни стихов, ни песен, просто слушает. Чтобы было чем жить до следующего фестиваля.
Раиса НУРМУХАМЕТОВА (Сургут), большое жюри:
- Здесь царит атмосфера доброты. Если Грушинский фестиваль АП — это звезда, то Ильменский, возможно, планета со своим особенным свечением. Сравнивать их трудно, но... "Ильменка" как-то теплее. О лауреатах. Нынешнее решение председателя жюри Анатолия Киреева никого не "вытягивать" кажется мне справедливым. Лауреат, дипломант фестиваля такого уровня должен быть сложившейся личностью, песня-лауреат — только та, что ляжет на сердце. Я очень рада, что сестры Нина и Вера Вотинцевы из Екатеринбурга (лауреаты сразу в двух номинациях: "Авторы" и "Дуэт". — М. Ч.) получили безоговорочное признание жюри, как и Женис Искаков из Омска (лауреат в номинации «Исполнители»)... И о АП: лет пять назад совершенно не допустимой для жанра была фонограмма. А теперь ею пользуются многие даже на фестивале. Психологическая ситуация сходна с той, когда человек разводится со своей второй половиной и... находит себе другую, в точности такую же. Мы же не просто едем на фестиваль, мы еще бежим из города, от суеты, телевизора, от тех же фонограмм, от обмана... И все-таки, мне кажется, с АП все будет в порядке, пока в России есть думающие люди, пока у них есть желание быть чище и лучше.
Александр ВОЛЬДМАН (Екатеринбург), большое жюри:
- АП всегда делилась на общую — для костра, друзей, пения хором — и на песню для души, которую поет один, переживая за всех. Но сегодня что-то мало появляется песен для души, хотя авторов меньше не стало. Люди пишут, стараясь понравиться всем, песни проходные, конъюнктурные, попахивающие плохой эстрадой. А новых Устиновых, Визборов, Ланцбергов нет. Помню, как два года назад Владимир Ланцберг на Грушинском фестивале вышел на концертную гитару. Гора (так на сленге АП называется громадный — на сто тысяч зрителей — естественный амфитеатр Грушинского фестиваля под Самарой. — М. Ч.) его освистала. Гора не приняла и Юлия Кима. Она, пока не разобралась, кто перед ней, Дольскому улюлюкала. Правда, потом он все равно ей хребет сломал: у Сан Саныча для этого есть фактура. Зато прекрасно принимается новая авторская обойма. Не хочу сказать, что это плохо, если речь идет о лучших образцах «песен для всех». Митяев, Мищуки — авторы, которые успешно балансируют на грани. А вот подражания им плохи.
Андрей КРАМАРЕНКО (Москва), большое жюри:
- Не было еще такой "Ильменки", чтобы не появились новые имена. Для меня стал приятным открытием орский ансамбль "Капля" (лауреаты в номинации "Ансамбли". — М. Ч.). Женечке Белоноговой из Самары, на мой взгляд, помимо спецприза нужно было присудить лауреатство. Или челябинец Влад Резвый, который стал дипломантом "большого" конкурса и победил в конкурсе "Наша смена": судя по всему, у этого молодого исполнителя большое будущее... «Ильменка» прошла без мэтров АП. Может, проиграла от этого, а может, что-то и приобрела: появилась возможность попристальнее вглядеться в проблемы сегодняшней песни.
* * *
Нынешняя "Ильменка" без громких имен гостей (мэтры за океаном поют в проекте "Песни века" для граждан США) показалась мне более домашней, более дружеской. Но не менее интересной. Уже в первый вечер фестиваля, как отметил режиссер Алексей Давидюк, лауреаты прошлых лет выступили с такой "плотной" и насыщенной программой, что поляна не расходилась до двух часов ночи. Поляна, главное действующее лицо фестиваля, посетовав было на отсутствие Олега Митяева и Леонида Сергеева, стала благодарной слушательницей концертов Анатолия Киреева, Раисы Нурмухаметовой, Ирины Орищенко, трио Грушинского фестиваля (Александр Исаев — Анатолий Головин — Ольга Кельман). Поляна сбегалась поболеть за участников традиционных конкурсов "Поют туристята" и "Наша смена". Поляна не поленилась встать и вспомнить Булата, когда в "Звездопаде" Крамаренко запел "Виноградную косточку". Поляна подпевала старым добрым песням под аккомпанемент залпов ночного фейерверка над озером (чудный подарок фестивалю от ГП "Сигнал" и В. Г. Коптелова, фирмы "Картельпромснаб"). Она покрывалась, как и в прежние времена, полиэтиленовыми заплатами, если дождь и концерт шли одновременно, но оставалась поляной. Поляна с удовольствием скакала на утренней бит-зарядке под руководством кавээновцев (нечто бесподобное, даже я попрыгала, укрывшись за сосной)... Кстати, ребята из команды КВН "Земляки" хорошо вписались в ильменский контекст.
Контекст творческий, разумеется. И пока он есть, будет фестиваль. Другое дело — ничто так не зависимо от денег, как творчество. Особенно когда в стране кризис. Губернаторское постановление о проведении "Ильмен-99" было подписано 1 июня, в смету не было заложено ни рубля. Главными учредителями стали администрация города Миасса во главе с М. Ю. Жмаевым и Главное управление культуры и искусства челябинской области во главе с В. Н. Макаровым. Их усилиями (очень четко сработал комендантский взвод под руководством Константина Злобина) и продержался фестиваль. Я уже не говорю ни о оргкомитете, ни о общественниках (да-да, в наши дни такое еще встречается!), бескорыстно трудившихся на фестивале, до и после... Когда художественный руководитель "Ильмен-99" Лариса Коробицына попросила поблагодарить через газету тех, кто не бросил на произвол судьбы "Ильменку", "Вечерка", оказывающая фестивалю постоянную информационную поддержку, возражать не стала. О них чуть позже. А пока... "Зачем вы приехали на фестиваль?" — вопросец помните?
Счастье и беда "Ильменки" в том, что это единственное в регионе уникальное место-время-действие под открытым небом, во-первых, бесплатное, во-вторых, доступное всем. Без различия возрастов, сословий и кошельков. Без особого контроля. Любое мероприятие, собирающее толпу народа, исчисляемую тысячами, чревато социальными неприятностями. В том числе и теми болезнями, которыми больно общество. Поэтому очень важно, кто и зачем приезжает на "Ильменку".
Я могла бы рассказать той бойкой девочке, как на одеяле к машине "скорой" принесли парня с диагнозом "передозировка" и медики откачивали его в тесном фургончике. Или о бесчувственно-пьяных подростках, которым было все равно, где любить друг друга. Но не хочется рассказывать. Да, неприятно наблюдать окровавленные физиономии гопников, настораживает вид камуфляжа с угрожающей символикой и мальчишек с мрачными лицами, раздражают респектабельное брюзжание о недостатке приличных напитков и продуктов и матюки братков, оккупировавших столики кафе... Раньше близость Ильменской турбазы к городу, коммуникациям, казалась благом для фестиваля. Нынче — бедствием. Уже не первый год ведутся разговоры о смене места для "Ильменки" на менее доступное приезжающим оттянуться в полный рост воришкам и "нуворишкам"... И возможно, "Ильменке" придется уйти в творческое подполье, чтобы сохранить чистоту. С АП это происходило не раз и по многим ох каким серьезным причинам. Но чтоб по такой!..
Впрочем, милая девочка, приезжай-ка на будущую "Ильменку". Все равно куда. Она обязательно состоится. Там и поговорим...
P.S. Отдельное спасибо всем, кто поддержал фестиваль
Соучредителям — администрации Челябинска во главе с В. М. Тарасовым, комитету по физической культуре, спорту и туризму администрации области (Г. Н. Чарикову).
Спонсорам — Комитету по имуществу и земельным отношениям г. Челябинска (В. В. Гришмановскому), Коммерческому банку "Снежинский" (В. Б. Егорову), ООО "Центр пищевой индустрии "Ариант" (А. М. Аристову), ОАО "Южуралкондитер" (В. А. Забродину), фирме "Кока-Кола Молино Челябинск" (Я. Степиен), фирме "Стоик-2" (О. Леонгарду), дирекции городского хозяйства г. Миасса. А также Челябинской фабрике художественных изделий и ООО «СВ-ЛАЙН».