Прощай, Ильменка?
История фестиваля богата событиями и открытиями. Такие популярные барды, как Олег Митяев, Петр Старцев, Татьяна Фоменко и многие другие когда-то впервые выходили на его песенную поляну. И каждый год над Ильменами загораются новые "звезды".
В связи с юбилеем организаторы праздника преподнесли гостям несколько новинок. Одна из них — открытие новой концертной площадки или творческой лаборатории "N" для исполнителей и поклонников нетрадиционной авторской песни. Уже давно ведется бурная полемика со сторонниками "чистого" жанра за место под солнцем для туристской и рок-песни. С этого года решили не расставлять столбы, четких границ в творчестве быть не может, иначе теряется смысл и индивидуальность художника. Человеку, сочиняющему и поющему свои песни, нельзя сказать: "Уходите, вы не бард, вы рокер".
Из положения о фестивале: "В связи с обогащением стилистики и развитием жанра авторской песни на конкурсе будет уделено внимание такому явлению, как "нетрадиционная авторская песня", включающая в себя элементы рока и других направлений. Для объективной оценки нетрадиционной авторской песни предусмотрена отдельная площадка с соответствующим оборудованием и компетентным жюри". В период подготовки Ильменки "нетрадиционники" отказались от аппаратуры и заявили: "Мы сядем попами на священную ильменскую землю в кружочек и будем наслаждаться гитарой". Как тут откажешь ?
Интересен внутрифестивальный конкурс "Наша смена",в котором участвовали молодые барды от 12 до 18 лет. У него уже давно сложилась своя организационная структура, в течение года в Челябинске проводятся отборочные концерты, идет целенаправленная работа с молодыми авторами. По словам Михаила Богуславского, по результатам прослушивания у юного поколения уже достаточно высокий уровень. И через 5-6 лет эти ребята обязательно "выстрелят", а сейчас их нужно постоянно заряжать, давать возможность работать и самовыражаться.
Детский конкурс "Поют туристята" представил самых маленьких. Думаю, что мальчики и девочки, заболев гитарой и походным костром, в скором будущем гордо понесут знамя Ильменки. К примеру, в г. Озерске за последние два года открылось семь детских клубов авторской песни.
Уходят "шестидесятники", "заползают в свои норки". Так пусть будут "семидесятники", "восьмидесятники" и т. д. Кстати, на освещенной прожекторами поляне можно было видеть и слышать Виктора Берковского, Олега Митяева и Петра Старцева (полюбившийся нам дуэт собирается теперь вместе только на Ильменке).
Еще никто в России не замахивался на анкетирование участников фестиваля. Представьте ситуацию: согнувшись под тяжестью рюкзака, человек торопится на Ильменку. Главное — вовремя занять удобное место, расставить лагерь, приготовить поесть, найти друзей. Но тут его хватают за рукав и просят зарегистрироваться. Человек, обливаясь потом, трясущимися руками что-то выводит на листке бумаги. Заполнивший анкету автоматически участвовал в розыграше фестивальной лотереи. Главный приз — пропавшая штормовка О. Митяева. Также разыгрывались различные буклеты, старые брошюры, книжки, изданные в двух экземплярах на слепой пишущей машинке и многое другое.
Прозвучали слова благодарности в адрес строительной фирмы "Легион", бесплатно предоставившей транспорт организаторам праздника. Коммерческий интерес был один: "легионеры" любят ходить в походы, сменив деловые костюмы на туристские штормовки и, естественно, приятно было видеть свою рекламу на фестивале.
Также большую помощь оказали военные. В/ч 31740 (Никольская роща) предоставила штабному лагерю полевую кухню и водовозку. Привезли запасной генератор, армейские палатки и многое другое.
По примерным оценкам в этом году на Ильменке было около 15 тысяч человек (10 тысяч анкет разлетелись за полтора дня). Интересно было узнать, как здесь отыскиваются люди. Все оказалось очень просто: чтобы найти кого-то, нужно было подойти к сосне и прочитать записку с "точными" координатами: "Толстый. Я здесь. По этой дороге мимо горочки с камнями."."Бабай. Справа дорога. По ней метров двести. (Дальше секретный шифр). АТ 541 Туда же"."Пойдешь прямо, повернешь налево. Увидишь две желтые палатки, а я в синей.К."
Опустилась ночь, зажглись костры, начался концерт бардов-"зубров" — «Звездопад». Мэтры авторской песни взбирались на высокую гору и смотрели в горящие глаза, утопая в восторге и обожании поклонников. Хорошо поют. А говорят ?
Владимир Ильин (Санкт-Петербург): «Я первый раз на этом фестивале. Впечатление прекрасное. Считаю, что Ильменка — очень приятный, мини-Грушинский фестиваль. Здесь много знакомых людей и старых добрых друзей.»
Олег Степанов (Челябинск): "Когда выходим на сцену, то сами получаем немалое удовольствие. Авторская песня — это песня личности. В словах истинного барда всегда есть изюминка, и дай Бог, чтобы она упала на благополучную почву."
Ильменский фестиваль — незабываемый праздник. Но, увы, с будущего года Ильменка переезжает на другое место. Куда? Пока неизвестно. По словам прес-секретаря фестиваля Вячеслава Пахтусова (радио "Новая волна — 2"), такое решение продиктовано двумя основными причинами. Во-первых, в этом году как никогда возмутились экологи и лесничие. И их понять можно: природа сильно страдает. Во-вторых, Ильменская турбаза стала частной (privato), и уже в этом году возникли некоторые сложности. Фестиваль не может быть частным или зависеть от настроения какого-нибудь бизнесмена. «Нам лучше от этого Запада подальше, в лес», — добавил В. П. И правильно, Слава! От такой жизни всем сейчас хочется убежать подальше.