Полемические заметки
Сейчас, перебирая записи, сделанные во время конкурсного концерта, который начался в сумерках, а окончился на рассвете, и вспоминая трехчасовой спор в жюри, я попробую классифицировать (условно, конечно) участников конкурса. Иначе трудно понять — что же такое сегодня самодеятельная песня?
Первая группа — исполнители туристских песен (несложный аккомпанемент, текст не столько поется, сколько проговаривается, тематика — туризм, природа).
Вторая — барды (инструментальное сопровождение интереснее, профессиональнее, тексты глубоки, неожиданны, вокал обычно не выше среднего самодеятельного уровня).
Третья — исполнители, работающие в стиле бит или в стилизованной бит-манере с использованием элементов фолк-рока, кантри, джаза и прочих.
Четвертая — исполнители эстрадного плана.
Из этих групп особенно привлекательно выглядят вторая и третья. Почему? Первая и четвертая отличаются общей чертой — некоторой упрощенностью. Первая — упрощенностью музыкального оформления, четвертая — тематической, текстовой.
Теперь попробую «рассудить» вторую и третью группы исполнителей. Казалось бы, барды отражают классический тип исполнителя самодеятельной песни. Но большинство лауреатов слета — «Чернильных клякс», «Голубых рифов», Е. Щибрикову, А. Койнова и В. Паюсова, С. Саловарова и А. Кувалдина я бы причислил к третьей группе. Бардов среди лауреатов немного: А. Хмель, Ю. Брусницына, отчасти «Алёнушка».
К тому же у лучших исполнителей битового плана — огромный резерв, а талантливой молодежи, представляющей бардов, почти нет. (Кстати, именно поэтому «Ритм» отметил спецприэом студента из Новосибирска Геннадия Лягкова, который в авторских «Встреча весны» и «Песенка про лень» выглядел очень свежо).
Итак, неоспоримо, классический тип барда все больше вытесняют представители свежих музыкальных веяний, Можно сожалеть о временах прошедших, можно приветствовать времена приходящие — дело вкуса. Но главным аргументом исполнителя было и остается его выступление на эстраде — качество песен, независимо от приверженности новым или старым веяниям.
К сожалению, так случается не всегда: известно, что жюри даже крупнейшего фестиваля самодеятельной песни в Куйбышеве консервативно в признании новых музыкальных стилей, предпочитая исполнителей туристских и бардовских песен. В спорах членов жюри нашего конкурса тоже промелькнуло такое мнение:
— «Рифы» пели хорошо, но если мы поощрим их — поощрим стиль бит и наверняка вскоре получим десяток подражателей, как было с ансамблем «Последний шанс».
Но эту логику, искусственную и не этичную, в конце концов жюри отвергло. Ведь конкурс тем и был хорош, что отразил активную борьбу направлений, стилей. Поэтому мы постарались определить лауреатов, независимо от музыкального стиля, в котором они работают, исходя из высокого художественного уровня, оригинальности замысла, своеобразия мелодического рисунка, содержательного слова представленных песен.