Турбаза, обильно снимавшая сверхприбыль от торговли пивом по свободным ценам, была вынуждена гонять машину в Миасс за новыми
ящиками с ячменным напитком. Его не хватило.
В пятницу на первом концерте зрителей было столько, сколько обычно бывает в субботу на главном конкурсе. А в субботу сидели даже
там, где обычно играют дети. Потому что считается, будто оттуда ничего не видно. Но люди хотели увидеть и услышать любимые песни,
любимых бардов, конкурсантов и участников гостевого концерта "Звездопад", который закончился в три часа ночи и растекся потом на сотни
маленьких концертиков у костров возле палаток и на берегу чудесного озера.
XX Ильменский фестиваль авторской песни собрал не только ветеранов движения, но и тысячи тех, кто только начал приобщаться к
этому чудесному миру музыки и поэзии. 52 города прислали своих представителей, чтобы петь и слушать песни. Впервые в истории
"Ильменки" работала вторая эстрада, отданная в распоряжение молодых рок-музыкантов. Никогда еще так грозно не выглядело главное жюри,
возглавляемое автором "Гренады" и «Амазонки» Виктором Берковским. В нем работали отцы-основатели Грушинского фестиваля Борис Скиба и
Исай Фишгойт (Самара), заместитель председателя международного фестиваля авторской песни Владимир Ильин (Санкт-Петербург) и член
оргкомитета Ильменского фестиваля Андрей Крамаренко, замечательные авторы Юрий Зыков (Златоуст) и Александр Вольдман (Екатеринбург),
профессиональный музыкант Дмитрий Богданов (Москва) и неизменный участник всех предыдущих фестивалей Лариса Коробицына. И
конечно же, любимец публики и дам Олег Митяев.
Приехали десятки ветеранов, чьи ностальгические воспоминания простирались до далекого 1974 года, когда состоялся первый
Ильменский фестиваль тогда еще самодеятельной песни. И вот двадцатый, юбилейный, на который они привезли своих внуков, некоторые из
них уже недурно владеют гитарой.
Открытие фестиваля было ознаменовано краткой и конкретной речью
мэра Миасса Игоря Воинова1 и пробочным залпом из двух дюжин бутылок шампанского, которое ветераны "Ильмен" распили перед поднятием флага. Частью пенных струй они окропили первые ряды
зрителей к всеобщему восторгу «горы» (так называют склон, на котором сидят во время концерта зрители).
Игорь Воинов (мэр Миасса): "Мы поддерживали и всегда будем поддерживать фестиваль, как бы тяжело ни было городу. Я сам много раз был его зрителем, ныне включен в состав оргкомитета. Мы взяли на себя значительную часть организационных забот фестиваля, подключили ряд городских коммерческих структур, частично оказали финансовую помощь. Мы рады тому, что на четыре дня близ Миасса собрался представительный форум самых известных бардов России и ближнего зарубежья".
Но чтобы попасть на главный конкурс, надо было пройти горнило отбора. Прослушивание в этом году было как никогда трудной
работой по причине огромного количества желающих стать лауреатом юбилейной "Ильменки". Только среди авторов было 72 претендента на
семь заветных путевок в главный концерт. Не менее жесткой была конкуренция среди исполнителей и ансамблей. Многие поющие включались
«в бой» прямо с электрички, едва дойдя до базы, скинув рюкзак и расчехлив гитару. Споры среди членов жюри продолжались вплоть до минуты
объявления итогов. Протоколы, заверенные их подписями, были надежно спрятаны в сейф оргкомитета.
Исай Фишгойт (Самара): "Мы прослушали такое количество народу, что я, несмотря на двадцатилетний опыт, начал опасаться
перепутать авторов. Открытий уровня Митяева или Якимова не произошло. Но я и не ждал их. Уровень написанных песен добротный, но
средний. Нет пошлых провалов, но нет и ярких открытий. Однако, это не вызывает опасений и не подтверждает криков о смерти авторской
песни. Сейчас наша песня переживает период накопления количества, которое непременно перейдет в качество. Если выражаться техническим
языком, то это так называемое "плато" на кривой развития вверх. Посмотрите, как молоды отобранные нами авторы. Им еще расти и расти. А
нам еще слушать и слушать их новые песни".
Когда ведущие объявили конкурс на лучшее поздравление фестивалю, то на них обрушился град записок, тостов, эпиграмм, авторы
которых были в возрасте от семи до семидесяти лет. Уровень поэтического мастерства позволил многие из них зачитать вслух, вызвав
заразительный смех "горы". А в бесплатную лотерею, билетом которой была анкета участника, была разыграна легендарная штормовка Олега
Митяева, воспетая в его хите "Таганай" и реставрированная к фестивалю, по уверению ведущего, «усилиями японских специалистов». И
все-таки главными здесь были песни, к каждой из которых прислушивались тысячи зрителей и бдительное жюри.
Очередность выступлений конкурсантов во втором туре определялась, как для кандитатов в президенты, методом жеребьевки. Жребий
слеп, но зрячи члены большого жюри, назвавшие победителей после длительного и упорного обсуждения. Жюри было честным и жестким.
Виктор Берковский (председатель жюри, Москва): "Мы не стали присуждать приз лучшему композитору фестиваля. Потому что
никаких ярких мелодий, запомнившихся своей красотой и непохожестью, на этот раз не было. Пусть этот приз подождет до следующего
фестиваля".
Не особо порадовал и конкурс юмористической и театрализованной песни "Балаган". Как ни странно, самыми веселыми и остроумными оказались трое из знаменитой в начале 80-х годов агитбригады Челябинского медицинского института «Седьмая бригада» — Олег Степанов, Юрий Харченко и Владимир Казарцев2. Их ностальгические пародии на попсовые хиты тех лет были стопроцентно узнаваемы и вызвали гомерический хохот "поляны".
До главного конкурса прошли неизменные мини-фестивали "Поют туристята" (для детей до 14 лет) и "Наша смена" (барды в возрасте от 14 до 18 лет). По мнению Елены Щибриковой, проводившей второй конкурс, многие ребята, приезжавшие в прошлом году, просто обрадовали ее своим быстрым прогрессом. Кое-кто на следующий год уже сможет попробовать свои силы в главном конкурсе. Если этот конкурс состоится. Как и весь фестиваль.
О проблемах "Ильменки" много говорилось на пресс-конференции, которую для двух десятков журналистов, приехавших на фестиваль, проводил руководитель пресс-центра Вячеслав Пахтусов. Здесь было сказано о том, что из средств, необходимых для проведения фестиваля удалось собрать только треть, что из всех политических движений, к которым обратились организаторы за поддержкой, помог только «Наш дом — Россия». Теперь многим стало ясно, кого действительно волнуют судьбы молодежи. Представитель ГУВД Миасса отметил, что фестиваль прошел без серьезных проишествий, что в общем-то было бы просто немыслимо для обычного городка с населением 15 тысяч человек. Директор турбазы Семенова прямо заявила, что это последний фестиваль на этой территории. Ущерб, нанесенный лесу, по ее мнению, не поддается учету.
Михаил Достовалов (директор фестиваля, Челябинск): "Ильменские фестивали стали частью культурной жизни не только города или области, но и России. Здесь или в другом месте, 15 тысяч человек или полторы тысячи — они все равно будут проходить. Для многих из нас это не только история, это часть нашей жизни, причем не самая худшая".
Можно долго говорить о том, что опять не хватило дров, про проблемы с водой, про отсутствие туалетов, про очевидные промахи организаторов, про горы винно-водочных бутылок и просто горы мусора. Но виновата в этом не авторская песня, а мы, потерявшие уважение к лесу, Ильменскому озеру, а стало быть, к самим себе. Мы, приехавшие сюда как к святыне и ставшие "новыми русскими" по отношению к фестивалю. И снова ветераны вспоминали порядок и организованность зрителей прежних фестивалей 70-х, их туристскую взаимовыручку, доброжелательность. "Ты приходил к любому костру и тебя спрашивали: "Есть, пить, петь хочешь?" И если ты говорил "да", то давали миску с горячей кашей, кружку с чаем, а после — гитару". Оргкомитету еще предстоит провести "разбор полетов" с раздачей "всем сестрам по серьгам". Чтобы это больше не повторялось на следующих фестивалях.
И заключительным печальным штрихом стала кража гитары у Константина Тарасова, половинки дуэта Митяев-Тарасов. Изумительный инструмент ручной работы (таких в стране сейчас штук пять!) "растворился" из номера пятого корпуса турбазы. Старики покачивали головами: «Такое 20 лет назад было бы немыслимо. Взять у музыканта инструмент. Лучше бы все остальное украли». Что ж, новое время, новые песни.
Было бы крайне наивно считать, что раньше все было лучше. Фестиваль — живой организм, который меняется, и хочется верить, что меняется к лучшему в этих неожиданных новых условиях. Ностальгия по прошлому непродуктивна, потому что не ведет к изменению неустраивающей действительности. Продуктивна ностальгия по настоящему, стоящему, которая заставляет что-то делать, чтобы изменить этот мир.
Лена (15 лет, Уфа): "Я когда вышла к микрофону и увидела, как их много сидит на «горе" и смотрит на меня, то даже задохнулась. А когда запела, то успокоилась и поняла, что люблю их всех». Для того, по-моему и проводится Ильменский фестиваль, чтобы мы учились любить людей.