Ильменский фестиваль авторской песни

Главное меню

Над «Ильменкой» безоблачное небо

13 июня под Миассом завершился очередной, 34-й Ильменский фестиваль авторской песни. Как всегда, он собрал около 40 тысяч зрителей, участников и почетных гостей — авторов, исполнителей и просто поклонников такого «странного» для искусствоведов жанра.

«Авторская песня и в самом деле не очень понятный жанр, — рассуждал на пресс-конференции доктор геолого-минералогических наук и лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы Александр Городницкий. — Есть Юрий Визбор и его последователи, воспевающие романтику турпоходов, солнце, лес, палатки. Есть более жесткие, более социальные направления».

Словом, авторской песне покорны все возрасты и темы. Сам автор множества произведений в этом жанре Александр Моисеевич на вопрос журналистов «Есть ли для него запретные темы?» ответил: «Пока нет. И надеюсь, до этого времени не дожить».

Олег Митяев в своем приветствии вообще ограничился одной фразой, знакомой каждому и ставшей крылатой: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». А потом журналисты попытались развлечь организаторов и гостей фестиваля вопросами, впрочем, не всегда адекватными. Апофеозом стал вопрос специальному гостю «Ильменки» Валерию Сюткину: екатеринбургский корреспондент попытался выяснить, когда певец и композитор впервые познал женщину. Слегка опешивший Валерий ответил, что в детском саду у него точно с прекрасным полом были исключительно платонические отношения. Но все же рефреном вновь и вновь звучала тема самой Ильменки. О ней, об участии в фестивале, о судьбе авторской, бардовской, туристической песни говорили Вячеслав Ковалев, Галина Хомчик, Михаил Цитриняк, впервые приехавший на фестиваль без вечного партнера Бориса Кинера и потому впервые же и не выступавший...

На трех сценах фестиваля и до, и после пресс-конференции творилось главное действо: люди пели песни. Именно такие, о каких и рассуждал Городницкий: и пасторальные зарисовки о платонической любви и соснах, и нечто наподобие городского романса, и баллады... Одними песнями, впрочем, не ограничивались: на лесной сцене впервые в истории Ильменского фестиваля прошел поэтический турнир. Пииты-«дуэлянты» должны были обменяться стихотворными выпадами на заданную тему. А потом вновь звучали песни.

Гитарные аккорды звучали не только со сцены. У сотен костерков на биваках участников и зрителей песни не смолкали с утра 10 июня (за сутки до официального открытия фестиваля!) и до вечера 14 числа, хотя закрытие состоялось накануне в воскресенье. Самодеятельные музыканты и авторы продлили фестиваль для себя и друзей почти на два дня. Впрочем, тем, кто пел просто для удовольствия и не собирался подниматься на сцены, приходилось все-таки тесниться и выбирать время для своих «диких» выступлений: вокруг репетировали претенденты на звание дипломантов и лауреатов. А в гитарные переборы то и дело врывалась музыка из обширной палатки, где готовились к выступлению «челябинские негры» из шоу-группы «Килиманджаро». Кое-кто, приехавший на Ильменское озеро именно за отдыхом и звоном струн, даже замышлял в адрес темнокожих шоуменов недоброе — но эти мысли так и остались мыслями.

А кроме песен было много чего еще. Ильменский фестиваль давно стал локальной Меккой не только для туристического народа, но и для малого предпринимательства всего горнозаводского района Челябинской области. На вьющейся от сцены до сцены «торговой улице» можно было купить все, чего душа пожелает — шашлык и плов, сувенирчики и плетенные из бересты шкатулки, туристическое снаряжение и футболки с забавными надписями... Не обошлось, что греха таить, и без горячительного, привезенного с собой в объемистых рюкзаках, или хмельного напитка послабее, купленного прямо на фестивале. Все-таки генеральным спонсором Ильменки уже второй год выступает компания «Ярпиво». Надо отдать спонсорам должное: они провели три рейда за день, следя, чтобы в многочисленных палатках не наливали несовершеннолетним. Иных «барменов» довели до белого каления, но тем не менее засекли три случая административных правонарушений. Кстати, особых эксцессов и с перебравшими взрослыми корреспонденты отметить не смогли: ППС, срочники из внутренних войск и бойцы ОМОН сработали штатно. Впрочем, происшествия все же были, но все вопросы разрешались в основном без обращения в милицию. Например, когда у группы зрителей из Челябинска украли главный пищевой запас — мясо для шашлыка, их накормили пловом знакомые.

Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Вечером 12 июня перед главным действом фестиваля — ночным гала-концертом «Ильменским звездопадом», состоялся традиционный концерт Олега Митяева и его спецгостя. Митяев порадовал несколькими новыми песнями, но, конечно, в первую очередь, все ждали от него старых хитов и в ожиданиях не обманулись. А Сюткин выступил не только в качестве певца и шоумена, но даже и как... метеоролог. Обычно перед «Звездопадом» или во время гала-концерта над фестивалем обязательно идет дождь — хотя бы короткий и мелкий. Но Валерий заявил, что он — «Король Оранжевое Лето», и во время его выступлений всегда ясно. Так и оказалось: ильменский дождик просыпался на палатки лишь ранним утром 13 июня.

Едва отложив гитару, Олег Митяев взялся за награждение. Первыми традиционно поощряли детей, лауреатов «Нашей смены», отдельного конкурса, прошедшего на сцене «Детская республика». «Нашу смену» в этом году курировали участники дуэта «Мост любви» из Челябинска — канадец Джесси Мара и его супруга Анна. Самыми молодыми лауреатами 34-го фестиваля стали автор Эльмира Сафиулина из Миасса, исполнитель Семен Зайков из Каменска-Уральского и челябинский дуэт Марии Крыловой и Натальи Силютиной.

Во «взрослой» номинации лидировали сибиряки — дуэт из Кемерово и ансамбль из Новосибирска. Наравне с ними выступила и челябинка Виктория Шалагинова. А ведь были еще и дипломанты, и призеры фестиваля...

Утром 13 июня многие зрители и участники уже потянулись с Ильменской турбазы в родные края. Как иронично резюмировал режиссер главной сцены фестиваля Игорь Ярцев, 11 июня на Ильменке было 40 тысяч народу. Утром 13-го на награждение призами от спонсора хозяев лучших палаток собралось тоже около 40, но — единиц. Автором самой большой палатки оказался отставной десантник из Троицка, смастеривший свой походный дом из парашютного шелка. Призера в номинации «Мальчик-с-Пальчик» так и не нашли: видимо, действительно был очень небольшим и незаметным. А в номинации «Хлебосолы» выиграл фотокорреспондент 74.ru Олег Каргаполов — кстати, он же и готовил тот самый плов, который спас ограбленных туристов. Так что на память о 34-й Ильменке журналистам остались не только фотоснимки и впечатления, но и красивое «хлебосольное» знамя.