Ильменский фестиваль авторской песни

Главное меню

Страна на берегу дымящихся костров

32-я Ильменка объединила все жанры и направления



На берегу озера Ильмень прошел очередной Ильменский фестиваль — самый старый фест бардовской песни на Урале. С каждым годом он все больше впечатляет размахом. В результате проводить его становится все сложнее и сложнее, поэтому и мнений о фестивале много. Кто-то говорит, что Ильменка изжила себя, "опопсела". Кто-то, наоборот, считает, что фестиваль повернулся лицом к людям и стал ярче и насыщеннее. Корреспондент "Челябинского рабочего" проверил эти мнения на собственном опыте.

Без краж никуда

Зародившийся 30 с лишним лет назад, Ильменский фестиваль разросся до уровня целой страны, живущей по своим внутренним законам. В этом году Ильменка собрала около 50000 гостей — жителей Уральского региона, Сибири, Поволжья, Центральной России, российского Севера, ближнего и дальнего зарубежья.

В Ильмень-стране города палаток теснились на берегу, придумывая себе немыслимые названия и границы. Нынешний фест поразил стремлением к хорошей организации. Началу предшествовала тщательная подготовка. Организаторы, учитывая опыт прошлых лет, постарались, чтобы гостям было как можно комфортнее: территория была приведена в порядок, прошла обработку против комаров и клещей. Тропинки к творческим площадкам были снабжены указателями, в программке были условные обозначения и карта-схема территории. За охрану отвечали представители УГПС Миасса, Златоустовского ОМОНа, Челябинской областной ГАИ. Конечно, правонарушений при таком большом скоплении народа не избежать. Но с каждым годом, как отмечают сотрудники милиции, их становится все меньше.

Большинство правонарушений касается не поведения посетителей фестиваля, а сохранности личного имущества. Действительно, особого криминала в поведении людей на фестивале замечено не было. Конечно, было много любителей выпить, с которыми могли происходить различные недоразумения (куда же без них, когда спонсором фестиваля является пивная компания). Но вот избежать краж не удалось, даже тем, кто проживал на территории турбазы, включая нашу небольшую делегацию.

Барды — это ведь поющие поэты

За сутки до начала открылась одна из трех творческих площадок — Лесная сцена, программу которой вел КСП "Моримоша" во главе с Константином Просековым. Через день начали работать другие площадки — главная сцена и Детская республика. Помимо конкурсов, концертов исполнителей и лауреатов прошлых и нынешних фестивалей на всех площадках проводились мастер-классы для начинающих в номинациях "Автор" и "Исполнитель". На Лесной сцене были и поэтические странички с выступлением поэтов Сергея Ивкина и Михаила Богуславского. Барды — это ведь поющие поэты, и многим начинающим авторам, по мнению организаторов, не хватает именно литературного мастерства.

Особый интерес представляла самая молодая площадка Ильменки, которой всего шесть-семь лет. Это Детская республика — место обитания юных дарований. Это отдельное государство в Ильмень-стране. Все время феста на территории республики работало детское самоуправление (был сформирован парламент, назначены губернаторы), действовал свой пресс-центр, работали мастер-классы, шли прослушивания, велась книга хроники, горели костры знакомств и посвящений.

На всех без исключения площадках можно было послушать известных исполнителей из разных городов России. Например, Михаила Аствацатуряна, Марию и Рафаэля Валитовых, Татьяну Фоменко (Челябинск), Трио Оленичевых (Миасс), Евгению Ланцберг и Наталью Дудкину (Москва), Вячеслава Ковалева и Сергея Григорьева (С.-Петербург).

Народные гуляния для туристов

Во время феста работали спортивные площадки. Утро в Детской республике всегда начиналось с зарядки под аккомпанемент шоу-группы "Килиманджаро" (Конго-Россия). Во время фестиваля прошла экологическая акция "Чистый лес", которая проводится уже четвертый год. За четыре года с территории фестиваля общими усилиями отдыхающих было вывезено более 30 тонн мусора.

На территории фестиваля работал цифровой транслирующий экран, на котором можно было наблюдать не только то, что идет на Главной сцене, но и футбольный матч, например, что несказанно обрадовало многих присутствовавших на фестивале болельщиков.

Огромный интерес у посетителей вызывала торговая ярмарка, где желающие могли обзавестись предметами палаточного быта, питьевой водой, продуктами, книгами, дисками, памятными сувенирами и ремесленными изделиями. Традиционно на фестиваль каждый год приезжает множество торговцев, среди которых есть несколько ремесленных подрядов. Семейная мастерская "Вайга" Владимира и Анжелики Петровых из Верхней Пышмы с 90-х годов держит свою лавочку на фестивальной ярмарке. У них можно приобрести поделки из дерева, камня и кожи. По мнению Петровых, фестиваль очень изменился за последнее время, и не в лучшую сторону. Он больше стал походить на народные гуляния, меньше стало приезжать действительно заинтересованных людей, больше обывателей, меньше исполнителей и больше туристов. Однако многие гости и организаторы фестиваля уверены в том, что Ильменка, наоборот, становится лучше с каждым годом.

Неожиданно было встретить на Ильменке "Latinos Amasonan" — латиноамериканскую музыкальную группу, которая любит выступать на челябинском Арбате. Приехали они сюда полюбоваться природой, других посмотреть, себя показать и, конечно, подзаработать. Ребята очень довольны фестивалем, их совсем не смущают жизнь в палатках и походный быт. Им как настоящим бродячим музыкантам близка бардовская концепция жизни в условиях лесной тропы.

Главное — есть личность

Председатель Фонда Олега Митяева Елена Гришина отметила растущее в последние годы внимание к фесту различных деятелей культуры. Последние охотно приезжают сюда в качестве спецгостей. В этом году Ильмены вниманием удостоили народные артисты РФ Вениамин Смехов и Юрий Стоянов, а также поэт, композитор и продюсер Александр Шевченко.

Вениамин Смехов утверждает, что Ильменский фестиваль заслужил свою популярность по праву, потому что борется за свое существование, существует, как он выразился, "всегда и несмотря". Он отметил, что бардовская песня — необходимый жанр для сегодняшнего времени.

Александр Шевченко ищет на Ильменском фестивале юные дарования и считает, что авторская песня — перспективное явление. Юрий Стоянов заявил: "Сегодня я не в своем формате совершенно, и мне это очень нравится. Сегодня я просто человек с гитарой". Но поскольку последний раз Юрий пел с гитарой со сцены почти 30 лет назад, он волновался, как и все участники. Для артиста с таким стажем работы на публике, по словам Юрия Стоянова, пережить нечто подобное — большая редкость и радость.

Константин Просеков заметил, что бардовская песня сегодня очень разнообразна. Есть классическая, а есть — современная, которая синтезирует себя с другими жанрами. И это нормально, поскольку авторская песня никогда ничего не чуралась. На Лесной сцене даже есть отдельная "рубрика" под названием "вне рамок — вне жанра". Плохо то, по мнению Константина Петровича, что современные представители бард-направления очень часто знают только ставших знаменитыми собратьев, а о первоосновах забывают. Очень трудно бывает и привить стремление работать над собой. «Часто бывает так, что есть техника, а песни нет, — говорит Константин Петрович.- Равно как и наоборот — есть неплохие стихи, идея, а вот уровень исполнения серьезно недотягивает». Константин Петрович говорит, что фестиваль потерял свою семейную уютность, приобретая все более широкую публику. Но это неизбежно для такого фестиваля. Бардовская песня — не умирающий жанр, поскольку он злободневный, разнообразный. А главное — в ней есть личность.