Здравствуйте люди мои дорогие!
Как гласит народная мудрость: "Каждая палка — о двух концах". Да и у медали две стороны, и плохое противопоставляет себя добру. На этом-то и построена теория Эйнштейна: все относительно. Когда человеку исполняется двадцать пять лет, о нем говорят: "Молодой человек". Можно ли назвать фестиваль, порядковый номер которого 25? Скорее всего, нет. А ведь именно такой юбилейный фестиваль состоялся на Ильменском озере, что близ Миасса...
Вот такое небольшое вступление. Все, что вы прочтете далее — исключительно личное мнение одного человека. Оно может совпадать с вашим, может не совпадать, но, тем не менее... Я садился писать с двояким чувством: «Что же писать?» Напишешь ура-патриотический очерк — погрешишь против истины. Нести чернуху в массы? Мне кажется, что и это неверно. Хорошего на фестивале очень много. Что получилось из такого совмещения — судить вам. Помолясь — начнем.
Негорюющие и горящие...
Хочется начать с того, ради чего фестиваль задуман. Песня — вот первооснова, несущая сила фестиваля. То, что на фестивале традиционно можно услышать авторскую песню — привыкли, пожалуй, все. У костров поют все! Начиная от песен безызвестного Васи Пупкина — заканчивая Окуджавой, Визбором и прочими представителями высшего сословия в нашей Песне. В последние годы наметилась тенденция "рокировки". Приезжающие на фестиваль неформальные объединения не могли не привнести в Песню своих интонаций, авторов и стиля жизни. Но это ничего — Макаревич очень любит петь "стихи Булата", рокеры уже делали проекты, посвященные бардам ("Странные скачки" памяти В. С. Высоцкого — тому яркий пример). Плохо то, что люди на фестивали стали приезжать с кассетниками и радиоприемниками. То, что льется из них — мы можем без труда наблюдать в реальной жизни. Идя по фестивальной тропе можно услышать все многообразие популярной современной музыки. А это, согласитесь, не очень-то совпадает с тем, каким этот фестиваль хотели бы видеть поклонники авторской песни.
Исходя из того, какая музыка звучит можно с закрытыми глазами судить о контингенте. Если открыть глаза, как правило, предположения оказываются истиной.
Небольшой наглядный пример. За последние годы стало доброй традицией практически всем фестивалем собираться на Поляне на все основные действа (конкурсный и лауреатский концерты, "Звездопад" и обязательное выступление Олега Григорьевича Митяева). Что люди делают на этих концертах, как вы думаете? Слушают, чувствуя себя единой массой? Как же! На поляне происходит свой праздник — День святого Бахуса. Все пьют и заедают заботливо прикупленными на Ильменском Арбате шашлыками и прочими ароматными закусками. Если спросить после лауреатского концерта имена победивших, то в лучшем случае можно услышать одно имя, в худшем — нарваться и быть посланным. Конечно же, я не говорю обо всех. Есть на Поляне и такие, которые плача стоят, подпевая «Возьмемся за руки, друзья!» Булата Шалвовича. Их много, но интеллигентный человек тем и отличается от обывателя, что он не ярок внешне, не эпатажен.
Понимающие и мечтающие...
Публика не любит Настоящее. Ей подавай веселье, разухабистость и хитовость. Человека с умной и доброй песней можно и освистать, он же сам, по природе своей, добрый — тем же не ответит. Боже, как часто это случается на Поляне во время кассовых концертов!
Что же делать таким людям? Куда бежать, где искать свою публику? Слава Богу, есть и такое место на Ильменке — это Лесная площадка, вотчина КСП "Моримоша" (г. Челябинск). Создатели ее всегда подчеркивают, что это не альтернативная площадка, не противовес главной сцене, но получается именно так. Лесная площадка — место, где можно самовыразиться, послушать удивительные по своей силе и чувствам песни, пообщаться с авторами у костра "под чаек", который моримошинцы под чутким руководством координатора ЛП Евгения Горбунова вам предложат. И что тут только не происходит! "Балаган" с его весельем и беззаботностью, концерт памяти ушедших от нас бардов, на котором люди поминают и поминаются песней, концерт ролевой песни, о которой так много споров, авторские концерты, блоки «КСП-визитка». Да много чего. Для Ильменского фестиваля Лесная площадка стала тем, чем для Грушинского фестиваля является Второй канал. Что интересно, любители жанра между концертами на Главной сцене и на Лесной площадке, выбирают последнюю. На ЛП не приглашаются мэтры ранга Митяева и Гарина, может в этом и секрет того, что этот островок в море безумной радости и отрыва остается прибежищем для последних из могикан. Хочется сказать огромное спасибо идейному вдохновителя (так, по крайней мере, кажется со стороны) — Ирине Батаниной, человеку, который в течение года живет тем, какой в следующем году будет ЛП, придумывает новые оригинальные формы.
Говорящие и молчащие...
Новшеством года стало воскрешение Детской республики. Не все получилось как было задумано, но даже то, что получилось вызывает восхищение людьми, которые взялись за такую великую и человеческую миссию: воспитание. Прекрасные педагоги учили детей, тому чему нынче перестали учить: быть товарищами, любить других, бережно относится к природе. А заодно любить и чувствовать Песню. В этом благородном начинании им старались помочь все — отказников не было. Любимцы публики Лариса Брохман и Юрий Харченко веселили детишек, Николай Старченков и Леонид Мараков показывали высокий класс исполнительского мастерства, дуэт "Александрия" учил с детьми старые добрые песни. Внеплановые мастерские провел авторитетный челябинец Михаил Богуславский. Не могу скрыть от читателя имя человека, на чьих плечах лежала забота по работе Детской республики: Нелли Бубенкова, чрезвычайно известная в Челябинске (и не только) фигура в авторской песне.
Вернемся к тому, ради чего задумывался фестиваль: найти и выявить новые имена, то бишь, далее речь пойдет о прослушиваниях. По официальной статистике на предварительное прослушивание поступило 149 заявок из десятков городов России. Из этого числа были выбраны 17 заявок, а это значит, что конкурсный концерт состоял из 17 участников. Если честно, то концерт показался несколько скучным, тем более, как член оргкомитета, я знал о закулисной стороне дела. Обидно одно: было обещано, что конкурсный концерт будет увеличен на полчаса (для справки: в предыдущие годы на конкурсном концерте были представлены от 25 до 35 участников). Лауреатами фестиваля стали Ольга Демчук (автор-исполнитель) и Ольга Шаршина (исполнитель), среди дуэтов и ансамблей лауреатов не было.
А судьи кто? Было весьма обидно, что из маститых авторов никого не было (финансы поют авторскую песню). Почетными гостями фестиваля были дуэт «Мастер Гриша» (Борис Кинер и Михаил Цитриняк), Вячеслав Ковалев и Сергей Григорьев, Макс Иванов. Председателем жюри был Борис Есипов — художественный руководитель Грушинского фестиваля. Можно ли делать на основании этих строк какие-либо выводы? Можно! Ведущие барды стоят слишком дорого, Ильменка их позволить себе не может. Да, Кинер и Цитриняк — это замечательно, но они в первую очередь актеры, а не барды. И при всей моей любви, Слава Ковалев — это не Городницкий, Берковский или Никитин. Показательный пример: не смогли пригласить Дмитрия Бикчентаева, который за работу просит не столь и дорого (сколько — не так уж важно). Катастрофически не хватает денежных средств, этому даже не смог помочь фонд им. О. Г. Митяева. Просто поразительно — юбилейная Ильменка и ни одной большой Звезды :-( Но есть фейерверк, на который вся масса смотрит с радостью во взоре, а старожилы говорят, что лучше бы на эти деньги сделали что-нибудь полезное, например наняли еще милицию.
Нелетающие и летающие...
Проблема преступности стала потихоньку теряться среди ураганов, наводнений и бытового терроризма. Ильменка оказывается срезом, на котором, подобно годовым кольцам, виден весь рецидив нового времени. Небольшая цитата: "По данным на утро 11 июня, УВД города Миасса расценивает обстановку на фестивале как достаточно спокойную. Покой участников фестиваля охраняли сотрудники миасской милиции, так и вневедомственной охраны УралАЗа. Почти все обращения в органы правопорядка — по поводу краж вещей из палаток и на территории фестиваля". Это выдержка из официального документа. Да только у моих знакомых было изъято такое количество личных вещей, что если их продать, я мог бы год безбедно существовать. Как говорится: "Богатый бедного не разумеет". Откуда знать людям, которые живут в гостевых лагерях и на базе, что творится по ночам на задворках фестиваля?! Как режут палатки, как уносят рюкзаки и прочие личные вещи при спящих в палатках людях, как бьются "стенка на стенку" с применением подручных средств (запасливо вырубленных шестов и топоров), как девушки исходят слезами оттого, что один из подонков решил просто позабавиться. Я не хочу сказать, что Ильменка — это притон, но думается, что официальные сводки — они на то и официальные, чтобы было чем отчитаться.
Материал для раздумий: на последней пресс-конференции один из представителей челябинских ВУЗов спросил: "Может перенести Ильменский фестиваль на другое место? Такое уже практиковалось. Туда будут ездить только те, кто любит песню! Хвостов не будет!" Последовал ответ: «А как же быть с налаженным бытом? Там нет ни электричества, ни воды». Что это? Привычка, не желание упускать власть из собственных рук, выгоду? Не пойму, может быть, кто разъяснит?
В юности, видимо, все однозначней,
К старости, видимо, меньше удачи.
Вернемся же к песне. По правде сказать, на основной площадке фестиваля тоже хватало интересных событий. Традиционные "Поют туристята", "Наша смена" собирали ИМЕННО слушающий народ. Дети показывали высокий уровень исполнительского мастерства, а взрослые благодарно слушали и награждали аплодисментами понравившихся ребятишек. "Ильменские гвозди" — на то они и гвозди, чтобы быть одним из главных событий на фестивале. Тут отличилось трио "Зеленая лампа". Такие раскаты смеха вряд ли где можно было услышать (вспоминая, обнаружил в своей памяти что аналогом "Зеленой лампы" на Лесной площадке был Петр Федчун, которого на "Балагане" публика просто не хотела отпускать).
Ильменский фестиваль уже как четыре года носит печать траура. В 1997 году на Ильменке объявили: «Умер Булат Окуджава». Я помню тем мгновения, когда крепкие мужики заливались слезами, потому что с уходом Булата Шалвовича окончилась определенная эпоха для этих людей. С тех пор каждый год проводятся вечера памяти Окуджавы. В этом году концерт памяти Окуджавы не собрал большой Поляны, но это и хорошо. Зато там были все свои. Я был одним из немногих выступающих на этом грустном концерте, потому свидетельствую: пели хором. Пели так, как будто на дворе не XXI век, а середина 80 годов прошлого столетия. Спасибо, люди, что помните Маэстро!
Каждый решает, каким ему быть.
Каждый решает, кем ему стать,
Ножками топать, иль в небе летать.
Ну, и конечно же не обошелся фестиваль без Ильменской звезды — Олега Григорьевича Митяева. Лично мне не хватило терпения проталкиваться сквозь толпу, дабы лицезреть его лик. Я просто сел в сторонке и слушал. Слушал и восхищался. Восхищался тем, как умеет Олег Григорьевич владеть толпой, заставлять ее делать то, что он хочет. Хочет "Лето это маленькая жизнь" — все поют не жалея глотки. Хочет "То березка, то рябинка" Кабалевского — у всех наворачивается скупая слеза ностальгии и выводится рулада: «Где найдё-о-ошь ещё-о-о-о тако-о-о-о-ой!» Поразительный артист! Кроме Митяева, сердцами и умами Поляны завладел и Юрий Гарин (тоже, кстати, бывший челябинец, нынешний москвич). Именно из его песни и взяты заголовок и цитаты.
А главное в жизни, поверьте, надежда.
Цель и надежда, а не одежда...
На этом, я считаю, стоит подвести итоги. Двадцать пятый Ильменский фестиваль состоялся. Как было официально заявлено, в следующем году будет новый. Будут новые авторы и исполнители, будут новые встречи и разлуки. Снова будет развеваться на ветру парус Ильмен. О Боже, как бы хотелось, чтобы поменьше было публики, которая приезжает на фестиваль лишь затем, чтобы напиться и побить морды, как же хочется, чтобы люди были человечнее, песни добрее!