Очередной 24-й фестиваль проходил с 9 — 12 июня 2000 года на берегу Ильменского озера вблизи Ильменской турбазы.
Но — сначала немного истории. Первая "Ильменка" (так любовно называют фестиваль на Урале) проходила в мае 1973 года. Это был ещё не фестиваль, а конкурс самодеятельной песни. В тот год на "Ильмены" съехались шестьсот человек из семи городов. В жюри председательствовал Борис Вахнюк. Ныне же, число любителей авторской песни, приехавших на Ильменку, перевалило за 10 000! Хотя самое большое количество гостей, участников и зрителей было в 1998 году — тогда эта цифра перевалила за 30 000!!!
Ильменский фестиваль является, пожалуй, вторым по значимости (после "Грушинского" г. Самара) в России. Организаторам удалось действительно сделать фестиваль, то есть праздник, для любителей авторской песни из многих городов Урала. Не зря "Ильменку" сравнивают с "Грушинским" фестивалем — они действительно очень похожи, притом не только праздником, но и недостатками, о которых поговорим позже.
Конкурсная программа, как и на "Грушинском", проходит в два тура. Первый тур проводится келейно и практически не виден публике, а второй уже проходит в виде концерта на главной сцене фестиваля. На мой взгляд, ярких открытий на этом фестивале не было, хотя организаторы вовсю пытались выжать из первого тура как можно больше... Для этого жюри была сделана установка — отбирать авторов по принципу зрелищности, что, разумеется, сказалось не лучшим образом на качестве конкурсного концерта второго тура.
В прочем, это беда многих фестивалей — в погоне за шоу теряется главное качество авторской песни — доверительность и качество стиха. В один из фестивальных дней у меня состоялся разговор на эту тему с одним из организаторов, он буквально сразил меня, когда в качестве примера привёл творчество дуэта из Екатеринбурга Нины и Веры Вотинцевых, сказав, что девушки явно ошиблись аудиторией, что мол, очень уж они профессионально поют.....
Хотя они и стали лауреатами прошлогодней "Ильменки".
Единственным, пожалуй, исключением из лауреатов нынешнего фестиваля стало лауреатство дуэта «Листвицы» (Курапова Татьяна и Медведева Елена г. Долматово). Девушки показали неплохой уровень поэзии и музыки.
Удивило решение жюри присудить третье место автору из города Екатеринбурга Бушуевой Елене. На мой взгляд, она была достойна и более высокой оценки. Елена — автор с очень интересными стихами, хотя и не на яркие мелодии, но песни из-за этого не становятся хуже.
А вот как выглядят окончательные итоги фестиваля:
Список лауреатов и дипломантов 24-го Ильменского фестиваля АП
- Бадамшин Рамиль (г. Уфа) — лауреат в номинации «Исполнитель»
- Дуэт «Листвицы» (г. Долматово) — лауреаты за авторство и исполнительство
- Татьяна Курапова (г. Долматово) — 2-е место за авторство
- Бушуева Елена (г. Екатеринбург) — 3-е место за авторство
- Сурган Валерий (г. Пласт) — лауреат в номинации композитор
- Ансамбль «Альтаир» (г. Курган) — 2-е место в номинации ансамблей
- Алексеев Юрий и Гребнев Денис (г. Екатеринбург) — дипломанты
- Феногенова Елена (г. Тольятти) — дипломант
- Демчук Ольга (г. Челябинск) — за новый подход к сублимации энергии в музыкальную форму
- Матвеева Наталья (г. Белорецк) — приз «Надежда»
- Безматерных Ирина (г. Челябинск) — приз «Надежда»
- Хмелев Дмитрий (г. Челябинск) — приз за песню «Барабанной дробью по стеклу» присуждается А. Розенбауму
- Резвый Владислав (г. Челябинск) — молодые имена
- Первов Станислав (г. Н. Серги) — самый юный участник
- Шаршина Ольга (г. Челябинск) — приз «Надежда»
Очень порадовала работа второй сцены ("Лесная"), организованная силами Челябинского клуба "Моримоша". Вот где действительно можно было услышать настоящую авторскую песню (т.е. песни для души). Притом, я бы не сказал, что у ребят всё получается хорошо, но стремление к неким "идеалам" вызывает только уважение.
В перерыве между концертами я побеседовал с одним из организаторов «Лесной сцены» Ириной1.
— Как давно существует вторая сцена?
— Вторая сцена на «Ильменке» существует уже лет семь, наверное. Первые пять лет это было что-то вроде свободного микрофона. А последние два года собралась команда, которая захотела сделать что-то существенное из этой площадки. Мы выработали некую концепцию, которая состоит в том, что мы хотим дать возможность зрителям услышать тех живущих у нас на Урале авторов, которые интересны и талантливы, но их не увидишь на главной сцене.
— А почему они туда не проходят?
— Во-первых, всегда существует квота на лауреатов. Во-вторых, не каждый талантливый автор может стать лауреатом. Есть, например, камерные песни, у которых нет шансов пройти на главную сцену. Есть много авторов, которые просто не участвуют в конкурсе из принципиальных соображений. Есть такие, которых подзабыли, а мы их пытаемся вновь «вытащить» на сцену.
— Я слушал сегодня сборную программу на вашей площадке, и мне показалось, что концерт звучит очень неровно, из-за чего это могло получиться?
— Всегда существуют какие-то неувязки — то слишком много авторов на единицу времени, то слишком мало.... Что-то складывается стихийно. Вообще тяжело поставить и спланировать тридцатидвухчасовой концерт, но мы пытаемся сделать это заранее, начинаем за месяц до фестиваля формировать программу. Приходится рассчитывать на дисциплинированность бардов, а они иногда подводят.
— Нет ли желания проводить в рамках «Лесной площадки» свой небольшой конкурс?
— У нас проходят творческие мастерские, по итогам которых будет проходить специальный концерт. Авторская песня в Челябинской области находится в "загоне", поэтому мы стараемся показать самых интересных авторов, чтобы не слушали одних Митяевых и Киреевых...
Ну а теперь немного о самой организации фестиваля.
В общем, я бы оценил её положительно, если бы не мелкие(?) технические накладочки. Например, жилья для гостей, которых селили в пионерском лагере неподалеку от фестиваля, где не было не то что душа, а просто воды... А извиняюсь, туалеты на фестивальной территории — их было очень мало, посему были постоянные очереди. Дорога между турбазой и фестивалем заболочена, привезли гравий, но не разровняли его, и гостям фестиваля приходилось скакать по досочкам, как в цирке. Ну и, конечно, извековечный российский бич — это пьянство. На пресс- конференции "хозяйка" фестиваля Лариса Петровна Коробицина жаловалась, что очень много пьяной молодёжи, и что ради того, что бы её отвлечь, пришлось делать "молодежную" сцену и дискотеку, хоть это и не вяжется с идеей фестиваля. А куда проще было бы установить контроль за продажей спиртного или как на "Грушинском" фестивале объявить "сухой закон", тогда бы и проблема с пьяной молодёжью, глядишь, отпала бы сама.
В 2001 году должна состояться 25я юбилейная «Ильменка». Желаю организаторам успехов, а Ильменскому фестивалю долгих праздничных лет!
Примечания вебмастера
- ↑ вероятно, с Ириной Батаниной, главным администратором Лесной площадки