"У Маши есть дедушка Кох»
Две тольяттинские школьницы — Панюшкина Саша и Марченко Даша — стали лауреатами Грушинского фестиваля-97 среди взрослых. Самыми молодыми в истории фестиваля. А еще — лауреатами Ильменского фестиваля авторской песни. И опять событие неординарное: они — первые самарцы в числе ильменских лауреатов. Им аплодировали десятки тысяч людей, дарили подарки и брали у них интервью. А потом...
— О них никто не помнит, хотя то, что происходит с ними теперь, возможно, гораздо важнее просто победы. Как доказать, что это не случайность? Только новыми победами. Деньги на поездку в Норильск, куда их пригласили, мы нашли. Но что дальше? — эмоционально говорила мама одной из девочек-лауреатов, а закончила свое выступление уже как специалист, психолог тольяттинского лицея № 39. Суть: у талантливых детей чуть больше проблем, чем у тех, кого не коснулось рано сладостное и мучительное бремя славы. Школьные психологи не раз были свидетелями того, как юные музыканты или художники, которым вчера дарили цветы и поздравляли с успехом, сегодня рыдали от поставленной математиком двойки или высказанного классной дамой замечания — "посмотрите на нее — особенная, метлу держать не может".
Впрочем, это частности. Частности, хорошо известные и взрослым — педагогам, родителям, и детям — талантливым детям. "Сегодня не нужно никого убеждать в том, что в Тольятти очень много одаренных ребят, которые нуждаются в поддержке", — говорила на открытии круглого стола по проблемам всесторонней поддержки и творческого развития талантливых детей Л.В. Плешанова, журналист и издатель. Однако обсуждаемые на прошедшей неделе в Тольятти проблемы выходят далеко за рамки городских. Поэтому в числе участников были и самарские гости из областного управления культуры, и из Ульяновска, и из Москвы. Просто в Автограде продвинулись в разработке проблемы, деятельном решении ее значительно дальше других.
Кстати, первый концерт талантливых детей в Тольятти состоялся 24 апреля 1991 года. Тогда энтузиасты-взрослые лично объезжали город и собирали их. Это теперь есть информационный банк данных (работа продолжается), в который заносятся не только фамилии "перспективных" детей и их педагогов, но и информация об их творческом росте, этапах пути. У истоков всякого рода программ, в том числе и поддержки одаренных детей, стоял отдел культуры Автозаводского района и его лидер Тамара Владимировна Киршина. Тогда появились проект "Культура Автограда" (частично приобретший городской статус), районный фонд развития культуры. Тогда появились и первые спонсоры, а у чиновников — опыт собирания и аккумулирования внебюджетных средств, направляемых на реализацию социокультурных программ.
В октябре 1994 года проблема созрела до необходимости открытого обмена мнениями — тогда-то и был собран первый круглый стол, на котором обсуждали механизм выявления талантливых детей, систему консультаций и мастер-классов, формы поддержки детей и педагогов, помощь в организации поездок на конкурсы и фестивали, формы предъявления творческих результатов и многое другое. Итоги того обсуждения превзошли ожидания. И без хотя бы краткого "отчета о проделанной работе" здесь не обойтись.
Каждые два года в Тольятти проводятся "Детские Ассамблеи искусств" с разнообразными конкурсами для юных музыкантов, художников и литераторов. С 1992 года участниками Ассамблей стали 5,5 тысячи детей. В городе проходят конкурсы всероссийского и международного уровней и, как следствие, налажена система консультаций и мастер-классов, участниками которых становятся все желающие. Сложилась определенная система материальной поддержки талантливых детей: персональные спонсорские стипендии через Фонды развития культуры районов и города, городские и областные именные стипендии (мэра и губернатора), стипендии Министерства культуры и Международных благотворительных фондов, премии для педагогов — сегодня в Тольятти более 100 стипендиатов разных уровней. Удается в отдельных случаях решить и такую дорогостоящую проблему, как приобретение мастеровых музыкальных инструментов: 5 скрипок были подарены детям города В. Спиваковым и А. Карбонаром (они находятся на балансе Фонда развития культуры Автозаводского района), музучилищу Всемирной гильдией трубачей и фирмой "Bossmen" подарена труба, литературный центр ВАЗа и ФИА-Банк приобрели 2 скрипки для О. Смольяновой (на одной из них — неполной — сейчас учится играть Олина сестра), ООО "Автоблок" купило мастеровой смычок для С.Медведевой. Приобретались и другие необходимые детям предметы — видеомагнитофон и телевизор для Яши Чашникова, известного самарцам своими выступлениями на джазовом фестивале в филармонии и салоне "Мария"; мэром Кольмара подарена электрическая инвалидная коляска для Ларисы Хафизовой (ее удивительные рисунки публиковала наша газета). С помощью бюджетных и внебюджетных средств удалось осуществить многие творческие поездки на конкурсы и фестивали: гостиная "Новые имена Тольятти" в салоне Международной благотворительной программы "Новые имена" (1996 г.), хор "Камертон" побывал в Крыму и Германии, а струнный квартет ТМУ — в Америке, Франции и Санкт-Петербурге. Участвовали тольяттинские дети и в Международных музыкальных фестивалях в Кольмаре по приглашению В.Спивакова, и в рамках соглашения между мэрами Тольятти и Кольмара — за два года там выступили 10 ребят и демонстрировались 2 городские выставки детских работ. За это время вышли компакт-диск "Новые имена Тольятти", изданы "Детский альбом" художественного творчества, календарь и книга "Графика" Ларисы Хафизовой, книга "Новые имена Тольятти-Кольмар`96". Это далеко не полный перечень осуществленных проектов.
Полному — позавидуют многие столкнувшиеся с этой проблемой и мысленно поаплодируют тольяттинцам. Но останавливаться рано — считают здесь. Уже на первом круглом столе говорилось о необходимости создания организации, которая занималась бы отбором кандидатов в стипендиаты, их материальными и творческими проблемами, следила бы за их дальнейшим развитием, а, с другой стороны, создала механизм привлечения средств в фонд поддержки и развития юных дарований. Так возникла идея городской благотворительной программы "Новые имена Тольятти".
Собственно, обнародованию идеи, обсуждению частностей и был посвящен второй круглый стол. "Новые имена Тольятти" — это попытка успеть создать систему сопровождения талантов, — сказал в своем выступлении заместитель мэра по кадровым вопросам В. Е. Волков, предложивший вообще убрать из лексикона слово "поддержка". — Тольятти не имеет традиций "выращивания" культурного слоя и, может быть, поэтому создал прецедент в России, пытаясь отработать систему "выращивания" необходимого нам духовного слоя. Единственный способ предъявления своего действия у власти — программа. Программа это не то, что придумано чиновниками в кабинете, а то, что создано заинтересованными людьми и делегировано власти. Городская власть — соисполнитель программы. Программа имеет конечный результат, а поездки, стипендии, мастер-классы и прочие частности — это средства. Главный на сегодня вопрос — создание механизма сопровождения таланта". У программы будет свой совет попечителей, который уже возглавил управляющий Тольяттинским филиалом Инкомбанка (генерального спонсора программы) господин П.А. Князев. Вошли в совет попечителей и В.Е. Волков, и Н.В. Горковенко от мэрии, Ш.Н. Ахмеджанов — "Меценат года-97", вице-президент объединения "Тольяттинская автомобильная ассоциация дилеров". Будет и городская стипендиальная, экспертная комиссия. Организация деятельности по программе "Новые имена Тольятти" возложена на группу специалистов Центра социокультурных программ (есть и такой при мэрии), а директором программы стала Л.В. Семенова. Один из главных проектов — "Летняя творческая школа — Тольятти-98", в нем пересекаются многие проблемы: совместное обучение, отдых и общение с талантливыми сверстниками из других регионов России и зарубежья и мастерами искусств, повышение квалификации педагогов, создание городских ансамблей, создание единого творческого пространства для юных музыкантов, художников и литераторов.
Уже сегодня возникает масса вопросов. Дискуссии в рамках круглого стола ярко продемонстрировали это. В основном они касались того, как деньги будут тратиться, а не того, что нужно сделать, чтобы вкладывать в юные дарования было престижно и выгодно. Педагоги волновались, а не будут ли забыты они, руководители музыкальных учебных заведений напомнили о своей нужде в инструментах, представители коллективов просили не забыть и их, родители говорили о житейских проблемах и благодарили... Меценатов же беспокоило, не уйдет ли из этого важного процесса такая важная составляющая, как персональная ответственность: мецената перед ребенком, его педагогами и родителями, городом, в конце концов, и, с другой стороны, самого таланта перед человеком, вкладывающим в его развитие не только материальные, но и душевные силы.
На часть вопросов ответил первый заместитель генерального директора Международной благотворительной программы "Новые имена" господин А.А. Петросян. К слову, эта широко известная программа, начавшаяся примерно восемь лет назад с инициативы в рамках Российского фонда культуры, а сегодня поддержанная и на государственном уровне, дала согласие на использование своего имени для наименования аналогичной программы в Тольятти. В числе международных стипендиатов "Новых имен" и четыре юных тольяттинца. Талант действительно индивидуален. Критерий отбора тех, кому помогать, — конечно, талант. А вот как помогать — решает экспертный совет. Кому-то нужен инструмент для дальнейшего творческого роста, кому-то — стажировка, мастер-класс, а кому-то — выступление в серьезном концертном зале. Адресность, персональность в этом случае сохраняется. Компетентное решение экспертного совета — только плюс.
Рейнгольд Давыдович Кох, генеральный директор ООО "Автоблок", стал меценатом 1996 года. Прочитав список талантливых детей, нуждающихся в помощи он был размножен после первого круглого стола, он сам пришел с вопросом: кому его помощь нужнее. Работать с Фондом развития культуры отказался, сказав, что будет помогать только напрямую. Так у Светланы Медведевой и Машеньки Рябовой появился "дедушка Кох". Об этом написала Маша, поставив "дедушку" в один жизненно важный для нее ряд с мамой и скрипкой. И вот здесь, пожалуй, возникает новая тема разговора. Почему люди начинают помогать другим, что ими движет, на что надеются, что хотят получить взамен и получают ли? Когда Лена Воротько пришла выступать в фирму своего покровителя М.В. Новикова (ТОО МП "ЭЛьФ ЛТД"), двенадцатилетняя девочка своим мастерством с сочетании с хрупкостью и детской чистотой заставила плакать весь коллектив. Когда Ш. Н. Ахмеджанов узнал, что у Ларисы Хафизовой есть мечта увидеть Москву и есть приглашение в гости от К.Райкина, он не задавал лишних вопросов — эта мечта Ларисы сбылась, и появились ее новые необыкновенные рисунки. Когда один мальчик, почувствовав по разговорам взрослых, что вокруг человека, которого он видел на концертах, знал его как благотворителя, сгущаются тучи (шли предвыборные баталии), он написал стихотворение в защиту мэра, чтобы уберечь его вот так, по-детски, от потрясений.
Усилия стоят того, чтобы маленькая скрипачка Маша написала неровными буквами: "У меня есть дедушка Кох".
P. S. Организаторы круглого стола — управление культуры мэрии и центр социокультурных программ "Тольятти-2000" управления культуры мэрии — благодарят за оказанную финансовую поддержку Тольяттинский филиал АБ "Инкомбанк" и объединение «Тольяттинская автомобильная ассоциация дилеров».