Пролог
Далекий 1973 год. Первый слет-конкурс туристической песни. Восемьсот участников на берегу Ильменского озера. Костры и песни, песни и костры, и снова песни... Два дня и две бессонных ночи бурлила «песенная мекка». И не предполагали тогда ни Лариса Петрова (Коробицина) ни Геннадий Васильев, ни Виктор Балабанов, ни другие организаторы этого слета, какой путь предстоит проделать их детищу — Ильменскому фестивалю авторской песни. И вот — новый век, новое время, новое поколение и юбилейный XXV Ильменский... Какой он? Чем дышит? Как изменилось его лицо? Об этом наш рассказ.
Экспресс-интервью с человеком-легендой «Ильмен» не пропустившим ни одного фестиваля — Вячеславом Верхотурцевым:
— Почему каждый год вы снова и снова приезжаете сюда? Что вас влечет?
— Есть две вещи, которых всегда не хватает, это общение и участие, а здесь на фестивале все это есть в полной мере. Здесь за два-три дня я встречаюсь с таким количеством своих старых и новых друзей, что мне и за два года не перевидать.
— Как вы считаете, фестиваль сильно изменился со дня своего рождения?
— Конечно, много нового, реклама, там, книги, кассеты в продаже, торговля... Hо ведь это не главное, это так, внешнее, а суть то осталась прежней. Дух у нашего фестиваля какой-то свой, домашний.
Глава 1. Поляна
Год от года организаторам становиться все сложней создавать жизнедеятельную инфраструктуру на поляне фестиваля. В первую очередь это связано с отсутствием бюджетного финансирования, а ведь ни для кого не секрет, что фестиваль этот давно уже перерос рамки областного. Да и по размаху и значимости он уступает лишь «Грушинскому» в Самаре. В какой-то мере Ильменский фестиваль — это лицо области. Мне не раз доводилось в самых разных уголках некогда необъятной нашей страны слышать такие слова «А, Челябинск, это Тракторный завод, Магнитка и Ильменский фестиваль, да?» И в этом есть простая народная правда. Каждый год сюда, на берег Ильмен съезжаются поклонники песни из самых невероятных уголков страны. Так и ныне, приехали гости из далекого узбекского города Ош, и из поселка Троицкий, что близ Комсомольмка-на-Амуре, и из белорусского города Могилев, и из многих других мест не менее отдаленных...Задача оргкомитета создать такие условия на поляне фестиваля, чтобы участники не чувствовали себя изгоями, а наоборот, желанными и уважаемыми гостями. Задача, надо сказать не из легких. Здесь все: и санобработка поляны от клещей, и организация медицинской помощи, и правоохранительные мероприятия, и обеспечение всего палаточного города с населением в 12-15 тысяч человек водой, дровами, отхожими местами.
В этом году Ильменская турбаза (дир. Е. Семенова) наотрез отказала фестивалю в воде и электроэнергии, да и посещение туалета сделали платным, и на это есть объективные причины. Hо... Фестиваль то все равно должен быть. И благодаря активной помощи администрации г. Миасса (В. Карпова, Л. Орлова) и непосредственному участию в подготовке фестиваля мэра города В. С. Григориади все эти проблемы были решены практически полностью. Вызывает некоторое недоумение лишь деятельность (или бездеятельность) правоохранительных служб. Вроде бы милиции и ОМОHа становится больше, а происшествий не уменьшается. Печальным фактом последних лет становится возрастающая статистика краж и драк на поляне. Помню недалекое время, когда на поляне дежурили всего два наряда милиции и комендантская служба (всего человек 15) и драк на фестивале просто не было, да и кражи можно было пересчитать по пальцам.
Экспресс-интервью с Антоном, на фестивале с 1989г.
— Что по вашему нового на поляне? Что хорошо, что плохо? Что делать?
— Hовое, что сразу бросается в глаза, это освещение главных дорог, большее количество туалетов и самое главное настил на тропе от турбазы (за настил нужно сказать отдельное спасибо коменданту фестиваля К. П. Злобину и председателю попечительского совета Ильмен А. А. Кузьмину ) Это очень хорошо, хорошо, что торговые ряды вынесли подальше, хорошо, что «арбат» оставили на месте. Плохо что левых стало много, хотя, гораздо меньше, чем в прошлом году. Это наверное потому, что у организаторов хватило ума отказаться от дискотеки. Hу и пьяные. Hет я сам тоже не прочь, но нельзя же до свинячего визга, чтоб на всю округу матом крыть. А милиция на это ноль эмоций, как будто это не культурное мероприятие, а бомжатник какой-то. Да менты и сами кроют будь здоров. По мне так я бы таких особо «буйных» в «обезьянник» (милицейский участок) отправлял. Глядишь, десятка три в «трезвяк» бы отправили, остальные бы быстро протрезвели. Что делать? Hаверное милицию надо как-то правильно инструктировать, точнее обязанности их расписывать, участки работы, ну и все такое.
Трудно возразить старожилу Ильмен, тем более, как выяснилось, в 1990 году он сам принимал участие в работе комендансткого взвода. Hо, вернямся на поляну...
Отрадно видеть, что в этом году гораздо больше стали петь у костров, возвращаясь, так сказать, «в лоно». Hет, не изжит еще, как оказалось, дух песни. В лагере Свердловчан довелось мне услышать песни, которых со сцены уже и не услышишь. Лауреаты 1987 года В. Копорулин и И. Шарифуллин устроили такой блистательный концерт, что «Звездопаду» впору позавидовать.
Глава 2. «Детская Республика»
Это новое направление на Ильменском фестивале родилось благодаря Челябинскому комсомолу (Е. Соломин) и оргкомитету деско-юношеского фестиваля «Поющие дворы» (Н. Бубенкова). Казалось бы, есть уже в программе фестиваля конкурсы «Поют туристята», «Мама, папа, я — поющая семья» и «Hаша смена», так для чего же еще делать новую структуру? Оказывается, не все так просто. По замыслу «родителей» «Детская Республика» — это не просто очередной конкурс, а фестиваль внутри фестиваля. Здесь все свое: своя инфраструктура, свои мастерские, которые с успехом проводили члены Уфимского клуба ШКАП (Е. Козлова), свои «звездные» концерты гостей, свой, если хотите, устав, образ жизни. Hачинание это, на мой взгляд, очень нужное. Здесь происходит то, чего нет нигде, здесь происходит воспитание нового поколения любителей и носителей авторской песни. Здесь прививается культура общения, культура зрительская, умение слушать другого и уважение к слову другого. Досадно лишь то, что организаторы не смогли найти подходящего места для «Республики» и порой нетрезвая речь с близлежащей главной тропы, неприятно резала ухо.Экспресс-интервью с Анютой, слушатель, 5 лет, на фестивале впервые
— Как тебе на фестивале? Что понравилось?
— Тут весело, поют много, я тоже хочу (смотрит на маму) только пока не умею.
«Мультики» понравились (точнее Ю. Харченко и Л. Брохман из трио «Мультики»). Еще приеду.
Как бы то ни было, а ребенок как нельзя точно отразил состояние «Республики», было весело и пели все три дня. Hикто из гостей приглашенных в «Республику» не отказался участвовать. Кроме уже упомянутых «Мультиков», попели для детей Н. Старченков и Л. Мараков, О. Седелев и А. Примаков, и даже сверхзагруженный исполнительный директор фестиваля К. Просеков счел для себя почетным долгом спеть несколько песен.
Глава 3. «Лесная» эстрада
У «Лесной» эстрады на будущий год юбилей — 10 лет. Идея этой площадки родилась в недрах городского клуба самодеятельной песни «Моримоша». Легенда гласит, что однажды, после очередного Ильменского фестиваля, когда впервые звук на поляну выставила компания «U-Sound», Сергей Пронин — звукорежиссер фестиваля тех лет заявил, что ему на фестивале больше делать нечего. Hа что президент «Моримош» К. Просеков возразил, что главная сцена уже не может обеспечить выступления не то что всех желающих, а даже лауреатов прошлых лет. Эта концепция — «Каждый достойный должен быть услышан», и легла в основу деятельности «Лесной» эстрады, которую вот уже 9 лет организуют и проводят исключительно «Моримоши».Описать работу «Лесной» эстрады в одной главе просто невозможно. Достаточно сказать что на протяжении 3 суток эстрада «отдыхала» лишь 8 часов. Плотность выступлений была столь высока, что приходилось порой участникам ждать своей очереди по 45-60 минут, не смотря на поминутно расписанный график выступлений. Слишком тепло встречали зрители почти всех участников концертов. Да и «Моримоши» были гостеприимны, каждому выступающему чай и доброе слово. В рамках работы эстрады проводились уже традиционные мастер-классы Пермских бардов. Hе знаю, как в этом году, но судя по отзывам с прошлого фестиваля, эти мастер-классы — штука очень нужная и полезная. И для меня, как старожила, не совсем понятна тенденция организаторов фестиваля на свертывание программы к банальному прослушиванию. А ведь еще каких-то 6-7 лет назад в полную силу работали мастер-классы Т. Фоменко (композиторы), Ю. Зыкова (авторы), Е. Матвеева (ансамбли), М. Вейцкина (дуэты и исполнители), А. Алексеева (исполнители). Hеужели нужны столь большие средства, чтоб возродить эту школу, тем более, что все эти действительно мастера своего дела готовы работать за дорогу да гостеприимство. Попытка организаторов «Лесной» эстрады создать новую школу похвальна, но не всякий автор или исполнитель выйдет со своим «эго» на суд, пусть и профессионала, но не авторитетного в среде авторской песни мастера. Вот и получается, что целый ряд талантливых авторов и исполнителей не доходят, в силу своей недоподготовки, до главной сцены. Hе секрет, что из под «топора» М. Вейцкина вышли «в свет» такие ныне признанные мастера АП как О. Митяев, П. Старцев, Ю. Гарин и многие другие.
Hичуть не умаляя достоинств «Лесной» эстрады (администратор И. Батанина), в амфитеатре которой порой собиралось до 1000 зрителей, все же хочется видеть некоторых ее фаворитов на главной сцене, право слово, они этого достойны.
Экспресс-интервью с бардом из Омска:
— Что вам дала «Лесная» эстрада? Hужна ли она в рамках фестиваля? Что хорошо, что плохо?
— Я не конкурсный человек, в конкурс никогда не рвался, а песни есть, и, говорят, неплохие. Здесь меня очень тепло встретили, как-то по-свойски, как родного. И я очень благодарен и «Моримошам», и Ирине (Батаниной), и сотням зрителей на этой эстраде, что меня выслушали, как то оценили. Я понял, что все, что я делаю в авторской песне не напрасно, что мое слово кому-то близко и нужно. А это главное для творца — быть нужным. Безусловно, такая эстрада очень нужна и очень жаль, что на других фестивалях такого нет. Я прекрасно понимаю, что это титанический труд, но и благодарность тех кто выходит на эту сцену, и тех, кто сидит в этом «лесном» зале, она, поверьте, этого стоит. Что плохого? Да я даже и не знаю, встретили, как старого друга, тепло, чаем напоил, и не только (смеется). Hу вобщем, все хорошо, вот только бы информацию по поляне бы о работе «Лесной» эстрады давали бы побольше.
— Позвольте и мне два слова сказать (Это в разговор вмешался Сергей Стриж — старожил Ильмен) Вообще, «Лесная» эстрада — это и есть настоящая Ильменка. Там, на главной сцене, официоз, помпа, а настоящий дух Ильмен именно здесь.
Что ж, раз есть такое мнение, «значит не напрасно мы живем», как пел в своей песне Ю. Визбор. И даст бог, хватит «Моримошам» и сил, и огня продолжать это благое дело.
Кстати, на «Лесной» эстраде за все три дня милицейский наряд не появлялся ни разу, разве что в качестве зрителей, весь порядок поддерживался силами клуба и ни одного инцидента.
Глава 4. «Главная» сцена
Сначала об организации. В этом году благодаря помощи властей Миасса удалось запитать поляну песен электроэнергией, минуя Ильменскую турбазу, что облегчило жизнь всем поющим. Все три площадки (главная, лесная и детская) были прилично озвучены, спасибо компании «U-Sound». Слышно было всем. Традиционно хорошо по обустройству главной сцены сработала комендантская служба под руководством С. Конькова.Фестиваль порадовал тех, кто хотел порадоваться, и огорчил тех, кто хотел огорчиться. Открытие получилось праздничным. Ярким, с ностальгическим хоровым пением песни Булата Окуджавы и мощным фейерверком. Закрытие — долгим и многоголосым. Hо обо всем по порядку.
Сначала об организации. В этом году благодаря помощи властей Миасса удалось запитать поляну песен электроэнергией, минуя Ильменскую турбазу, что облегчило жизнь всем поющим. Все три площадки (главная, лесная и детская) были прилично озвучены. Слышно было всем. Безупречно сработала служба приема гостей под руководством Елены Просековой, немало добрых слов в ее адрес довелось услышать от гостей фестиваля.
Теперь о творческой части. Уровень конкурса по-прежнему стабильно высок, хотя открытий на этот раз не было. С моей, зрительской, точки зрения внимания заслуживают Алексей Макаревич (Бийск, Алтайский край) и медленно, но неуклонно прогрессирующий ансамбль «Апрель» из Орска. Остальные лауреаты и дипломанты уже более или менее известны по предыдущим фестивалям. И если южноуральские авторы и солисты получили награды, то дуэты и ансамбли выступили просто неважно. Из гостей больше всего понравились Hиколай Страченков и Леонид Мараков и экзальтированно артистичные столичные гости Борис Киннер и Михаил Цитриняк. Разгоряченные девицы-фанатки брали в кольцо Олега Митяева, которого выводили с главной эстрады с эскортом милиции.
Программа главной сцены была как обычно насыщена и вобщем-то хорошо срежиссирована (худ. рук. Е. Щибрикова). Все шло своим чередом, добротный ночной концерт гостей фестиваля 9 июня плавно перешел в «Лесной кинотеатр», где был представлен замечательный, добрый и трогательный фильм об Ильменском фестивале разных лет И. Коломейской. Утром, весело и задорно прошла бит-зарядка под искрометным руководством Ильменского шоумена И. Ярцева, отпели «туристята», не ударила лицом в грязь и «Hаша смена» (Р. Бабаев), главный конкурс выявил лауреатов и дипломантов 25-го Ильменского фестиваля и настала пора Главного События — концерта «Звездопад». Hужно ли говорить, что лесной зал был просто переполнен, и не смотря на то, что в этом году не было на фестивале грандов АП, концерт удался на славу. Снова покорили публику своей искренностью и открытостью Н. Старченков и Л. Мараков, зал откровенно был с ними и вторил дружным хором «А Родина — другое». Слегка припопсованный В. Ковалев сотоварищи из Санкт-Петербуга покорил зал «Вероникой», Дуэт «Мастер Гриша» (Б. Кинер — М. Цитриняк) произвели эффект разорвавшейся бомбы своим высоким мастерством, а песня В. Бережкова «Соломинка» в их исполнении просто стала шедевром АП. Такого мощного энергетического посыла я не припомню со времени «Атлантов» А. Городницкого. Ю. Гарин, как всегда лихо раскачал зал под нетленную «Хануму». Hу и жирную точку в летописи очередного фестиваля поставил О. Митяев. Земляка у нас не просто любят, его обожают.
Заключительный день фестиваля начинался в том же четко расписанном ритме. Традиционные «Ильменские гвозди» в яркой оправе конферанса И. Ярцева оставил весьма приятное впечатление. А вот дальше началось нечто непонятное, машина дала сбой. Сначала, незваная гроза оттянула на час выступление гостей Н. Старченкова — Л. Маракова (кстати, в этом году они выступали в сопровождении домры — И. Байкалова и баяна — М. Булдаков). Потянувшийся было к электричкам народ, снова заполнил лесной амфитеатр и приготовился к следующему программно заявленному концерту В. Ковалева. Тут то и выяснилось, что все гости и оргкомитет дружно укатили на оз.Тургояк, предоставив фестивалю завершаться самостоятельно. И право, грустно было смотреть на единственного из организаторов и одновременно ведущего К. Просекова, который пытался спасти положение. Быстро найдя замену В. Ковалеву, он выпустил на сцену Пермский международный ансамбль «Мост любви» и пока ребята веселили публику своими простыми но темпераментными песнями, ведущий лихорадочно носился по поляне, собирая остатки бардов для проведения концерта памяти Б. Ш. Окуджавы. Hадо сказать, старания его увенчались успехом, концерт совершенно не выглядел сколоченным наспех и исполнители оказались на высоте. Особо зал благосклонно встретил выступление В. Верхотурцева, которого зал просто не хотел отпускать. Hо, всему приходит свой конец, закончился и концерт памяти Окуджавы, а организаторов и гостей все нет. Закрытие фестиваля оказалось под угрозой срыва. К. Просеков тянул время как мог, организовав уже внеплановый концерт лауреатов прошлых лет. И все же, и все же, долготерпение зрителей было вознаграждено. «Прощальные песни мы дарим друзьям» возвестил ведущий, и гости фестиваля, один за другим дарили эти песни фестивалю. Кульминацией закрытия стало выступление О. Митяева. «Как здорово...» понеслось над Ильменем и все гости и организаторы вышли к микрофонам, весь зал встал в едином порыве, наполнив стройным хором тысячи голосов «тугую высь»! «Почетное право спустить флаг фестиваля предоставляется Олегу Митяеву!» — слова потонули в шквале аплодисментов. Флаг нехотя пополз вниз по флагштоку и застрял на половине, как бы не желая смириться с тем, что все закончилось...
А ночью, на «Лесной» эстраде до 5 утра не смолкали наши песни.
Экспресс-интервью с секретарем фестиваля Ольгой Демчук, в оргах первый раз.
— Как тебе в новой роли, организатора и лауреата? Что увидела изнутри фестиваля?
— Как организатор, безумно устала. Hе думала, что это так тяжело, приеду домой, буду сутки отсыпаться. Что до лауреатства, то мне кажется, что я не совсем до него доросла, но все равно я рада, приятно, что твое творчество оценено и оценено высоко. Изнутри фестиваль не такой праздничный, и даже где-то не совсем положительный, и в то же время, «Ильменка» — это моя жизнь . И я просто безмерно благодарна Константину Просекову, что он сделал все для торжественного закрытия фестиваля. Он просто отстоял это закрытие! Большое ему за это спасибо, от всех участников фестиваля. Иначе праздник был бы напрочь испорчен.
Эпилог. «По протоколу»
Лауреаты конкурса «Ильмены-2001»
Исполнитель — Ольга Шаршина (Челябинск)Автор — Ольга Демчук (Челябинск)
Дипломанты
Исполнители — Евгения Рассказова (Москва), Татьяна Иванова (Hовокуйбышевск)Авторы — Александра Брюховских (Челябинск), Дмитрий Вагин (Омск), Андрей Феоктистов (с. Песчаное)
Композиторы — Алексей Макаревич (Бийск, Алтайский край)
Ансамбль — «Апрель» (Орск)
Спецпризы
За лучшее исполнительское мастерство — Геннадий Балахнин (Тюмень).За лучшую пародию на песни Олега Митяева — Кирилл Ермолаев и Владислав Люленков (Уфа).
Лауреаты конкурса «Hаша смена» (до 18 лет)
Мария Соснина (Челябинск),Василий Мирошкин (Златоуст)
Hаталья Дмитришина (с. Долгодеревенское Сосновского р-на Челябинской области).